Как пробудить в школьнике интерес к учебе

Многим родителям знакома ситуация, когда после школы ребёнок первым делом спешит к своему компьютеру. Он собирается играть, а уроки подождут (если до них вообще дойдёт очередь). Чтобы очередь всё же дошла, нужно совместить игру и учёбу. В этой статье расскажу о трёх приёмах, которые когда-то помогли мне самой учиться с удовольствием.

Как пробудить в школьнике интерес к учебе
© Letidor.ru

Пробуждаем аппетит к учёбе — ищем точки соприкосновения

Пробудить аппетит к учёбе поможет любимая, близкая, знакомая ребёнку тема.

Однажды мне нужно было срочно освежить свои знания в немецком языке. Это касалось разговорной речи и грамматики. Всю работу я организовала вокруг темы «Биатлон». Я люблю биатлон, смотрю гонки, читаю спортивные новости. Я просто стала заниматься своим любимым делом, но на немецком языке. Знакомый контекст творил чудеса. Самые сложные грамматические конструкции, забытые со времён института, теперь вызывали любопытство. В итоге я смогла быстро и легко вспомнить материал.

Мой сосед Серёжа, школьник, никак не мог подружиться с географией, и я рассказала ему, как у меня получилось выучить немецкий с помощью биатлона.

Мы выяснили, что Серёжа фанат «Формулы-1», и быстро нашли, как связать его интерес с географией.

Таким связующим звеном стали те страны, в которых проходят этапы знаменитых автогонок. Серёжа наперечёт знал все места их проведения. Поэтому на мой вопрос о том, где пройдёт следующий гран-при, он с гордостью назвал десяток стран из календаря «Формулы-1».

Его интерес к этому спорту стал эмоциональным ключиком, который он стал использовать в изучении географии.

Потом я поинтересовалась у него: «А не может ли погода помешать проведению соревнований?» И на этот вопрос ответ был исчерпывающим. Я узнала, что иногда такое случается, но не в Австралии, где планировалась первая гонка сезона. Так мальчик разобрался в теме об атмосферных осадках, особенностях погоды и климата.

У Серёжи заблестели глаза. Аппетит проснулся. Теперь его надо поддержать. Помочь в этом может разминка мыслительных мускулов.

Разминаем мыслительные мускулы

В нашей голове всегда полно фактов на любую тему. Только на первый взгляд кажется, что мы ничего не знаем.

Однажды в институте на экзамене по истории я не знала, что говорить по выпавшей мне теме. Я уже приготовилась честно признаться в этом экзаменатору. Но терять было нечего, и я решила немного посидеть и написать на черновике всё, что хоть как-то было связано с вопросами в билете. В результате я написала так много, что сама удивилась своим способностям.

Хоть этого было и не достаточно для ответа, но по сравнению с полным незнанием я выдала просто отличный результат. В итоге я ответила настолько уверенно, что умудрилась получить четвёрку по пятибалльной шкале.

Тогда я действовала по интуиции, но такая практика достаточно известна. Она очень эффективна в качестве разминки для мозга перед изучением чего-то нового.

В течение нескольких минут нужно импровизировать устно или письменно на ту тему, которую предстоит освоить.

Это тренирует умение находить ассоциации, а, значит, осваивать новое будет проще. У человека уходит страх перед темой и ему легче приступать к уроку.

Моему соседу Серёже понравилось такое упражнение. Теперь они со своей мамой играют в «пинг-понг»: по очереди импровизируют на тему, которую Серёже задают выучить.

Например, прежде чем изучать особенности Австралии, Серёжина мама вспоминает про фильм «Дикая собака Динго», а мальчик рассказывает, что Австралия ассоциируется у него с кенгуру и страусами. И он надеется прочитать в новой теме и о других редких и необычных животных и птицах, обитающих на этом материке.

Дальше Серёжа вспоминает, что зима в Австралии тогда, когда у нас лето, и наоборот.

Это, как и многое другое, он знает благодаря своим любимым автогонкам.

Неожиданно в ходе разминки мальчик вспоминает, что родственники одного из его одноклассников живут в Австралии. Они занимаются фермерским хозяйством: разводят овец, выращивают виноград. Это тоже пробуждает интерес к заданной теме. Разминка прошла успешно.

Теперь можно смело двигаться дальше.

Используем театральные приёмы

Раз уж мы начали импровизировать, поддержать эту игру можно театральными приёмами.

Когда я училась в школе, у меня, как и у Серёжи, был нелюбимый предмет. Это была история. И вот приближался выпускной экзамен. Учёба не двигалась. В который раз я перечитывала один и тот же абзац и не улавливала смысла. Тогда нам с подругой пришла идея — учить вместе.

Интуиция вновь подсказала очень эффективный способ справиться со сложностями. Мы читали по очереди друг другу текст с разными интонациями: с удивлением, восторгом, любопытством и разными другими. Мы представляли себя то журналистом, готовящим сюжет, то учителем, объясняющим урок.

Все рассказы и чтения сопровождались жестами и движениями вплоть до рисования целых картин событий. Некоторые из них я помню до сих пор.

У нас получился целый драмкружок. Пожалуй, это была самая эффективная подготовка за всё время экзаменов.

Аналогично истории мой сосед Серёжа теперь учит географию. Он представляет себя комментатором его любимой «Формулы-1», и рассказывает о климате той страны, где проходили гонки, или о тех странах, откуда родом были его любимые гонщики.

В результате Серёжа подружился с нелюбимым предметом. Но самое главное — он понял, что учёбу и игру можно совмещать.

Теперь мальчик знает, как получить удовольствие от занятий даже от того, что раньше ему казалось неинтересным.