Что мешает школьнику правильно выбрать профессию

Специально для «Летидора» психолог-консультант психологического центра «Архитектура Будущего» Елена Романова отвечает на важные вопросы родителей, почему ребенок не может определиться с профессией и что со всем этим делать.

Что мешает школьнику правильно выбрать профессию
© Letidor.ru

Как стать счастливчиком и выбрать профессию правильно? На основе опыта работы со старшеклассниками мы составили список типичных проблем, с которыми сталкиваются эти взрослые дети. К сожалению, их далеко не всегда решают профориентационные службы в школе (которые, будем честны, даже не везде есть).

«Мама, я буду бизнесменом!»

Каждый второй подросток приходит к нам, имея в голове такую или сходную идею фикс. Но на самом ли деле душа лежит именно к предпринимательству?

Чаще всего за такой фразой стоят ограниченные представления о том, как можно получить хороший заработок.

Еще одна проблема – незнание, какие профессии бывают, помимо экономиста, журналиста, учителя и юриста. И то не всегда сведения подростков соответствуют реальности.

Склоняемый во всех направлениях тест Голланда («что ты выберешь: вязальщик или санитарный врач?») просто-напросто устарел. Части профессий уже не встретишь на современном рынке труда, некоторые названия школьникам просто незнакомы. А ряд специальностей сейчас вообще представляет собой абсолютно другой набор действий и требований к специалисту, нежели подразумевается в тесте.

Следствие: результаты теста недостоверны – школьник не знает, из чего вообще он может выбирать – работа не соответствует ожиданиям – человек идет работать не по специальности.

Решение. У ребенка должна быть достоверная информация о том, чем вообще занимаются люди разных профессий на работе. Рынок труда претерпевает колоссальные изменения, появляются новые специальности, часто на стыке разных наук. Профессии будущего становятся реальностью, и школьная профориентация часто не успевает в ногу со временем.

Что делать? Обязательно знакомить будущих выпускников с миром современных профессий.

Необходимо рушить устаревшие стереотипы: пишет тексты не только журналист, общается с людьми не только психолог, зарабатывает не только предприниматель!

Первый шаг в профориентации – актуальная информация о рынке труда и современных профессиях. В идеале родителям совместно со школьниками нужно учиться анализировать рынок труда: какие профессии уходят, какие появляются, какие тенденции возникают, что востребовано сейчас, а что будет нужно через 5-10 лет.

«Нравится всё!» или «Не могу выбрать!»

Это вторая по распространенности проблема, с которой к нам обращаются.

Вроде как подросток уже придумал себе несколько вариантов, но окончательно принять решение не может. Или бывает так, что ребенок уже выбрал направление, а родители считают, что его таланты стоит применить в другой сфере.

Решение. Ребенка нужно учить техникам принятия решения. Выбор профессии – лишь одна из разновидностей жизненных выборов.

Техники принятия решения формально не имеют отношения к профориентации, и редко школьная служба психологов считает необходимым обучать школьников этому навыку.

«Кафе или кино?» – такой бытовой выбор сделать легко. А вот попробуйте быстро решить, что лучше: математическая лингвистика или интеллектуальные системы в гуманитарных областях?

А механизм-то один и тот же, что и в случае с кафе, просто критериев больше.

Дети должны учиться взвешивать все «за» и «против», чтобы понять, насколько та или иная профессия соответствует интересам, способностям и амбициям.

Важное условие для принятия верного решения – наличие достоверных сведений о рынке труда и умение структурировать представления о себе и своих особенностях (что является отдельной задачей для профконсультанта).

«Я пока не нашел свое предназначение», или «Как поймать икигай»

Вопрос о предназначении – смысложизненный, он терзает подростков испокон веков. «Кем мне быть?»

Как правило, растерянных подростков профориентируют на основе их желаний и представлений (благо быстрых тестов с моментальными результатами предостаточно).

Есть одно «но»: успех в работе обеспечивают не только интересы, но и способности.

Да и особенности характера играют немалую роль. А им консультанты уделяют не так много внимания.

Решение. Нужно тщательно проанализировать интересы, склонности и способности школьника. А потом найти пересечения с потребностями рынка труда.

Существует одно японское понятие – «Икигай», дословно означающее «смысл жизни». Оно отлично ложится на профориентацию: для достижения удовлетворения и ощущения смысла в работе необходимы четыре компонента:

• «люблю и хочу делать»,

• «хорошо умею, и в этом силен»,

• «то, что нужно людям»,

• «за что платят».

Именно в их пересечении и находится гармония.

Последние два элемента – в чистом виде работа профориентатора, ведь именно его задача —

предоставить школьнику нужную информацию.

Первые два еще более амбициозная задача: помочь старшекласснику разложить по полочкам свои интересы, особенности и способности. Причем касательно способностей – желательны объективные данные, а не самооценка.

Касательно желаний – не ограничиваться изъезженными и не сильно информативными типами профессий «человек-человек»/«человек-техника»…

Последний шаг – совместно сопоставлять все четыре области и подобрать варианты профессий, которые под эти условия подойдут.

Амбициозная аналитическая работа, кстати. К сожалению, в настоящее время школьная профориентация часто ограничивается исключительно областью «хочу».

«Еще слишком рано, чтобы думать о поступлении»

Самый животрепещущий вопрос для выпускников – поступление. Что скрывается за этим словом? Эту информацию, как правило, приходится выцеплять подросткам (а чаще родителям) у тех, кто уже прошел испытание и стал обладателем заветной зачетной книжки.

Или с разнообразных сайтов, посвященных среднему и высшему образованию. Или с сайтов вузов.

И поступление превращается в кромешный стресс.

Но разве не школа должна стать централизованным поставщиком такой важной и актуальной информации?

Решение. Необходимо дать старшеклассникам и их родителям информацию о ЕГЭ и особенностях поступления в ссузы и вузы.

Предупрежден – значит вооружен. Именно так имеет смысл относиться к поступлению – повысить определенность этого важного, но нервного события.

Вот примерные вопросы, на которые заранее должны найти ответы подростки и их родители, чтобы победить страх и неуверенность:

• Как устроено сейчас обучение в вузе?

• Как заполнить заявление?

• Сколько каких фотографий и справок надо?

• Что должно быть в портфолио и что оно вообще дает?

• Как составить портфолио?

• Как происходит формирование рейтингов абитуриентов?

• Какие «подводные» камни могут быть (желательно из опыта уже поступивших счастливчиков)?

«Ой, я туда не поступлю, это же сло-о-о-ожно!»

Подросток мечется в панике, родители в растерянности. Поступление через год.

На самом деле за этим «сложно» часто скрывается «боюсь и не знаю, с чего начать».

Профориентация не заканчивается на моменте выбора профессии. Планирование поступления – это отдельная работа. Какой первый шаг сделать? Когда начать? По каким предметам усиленно готовиться? Все это надо распланировать. Грубо говоря, соломку подстелить сразу.

Решение. Необходимо заранее сформулировать план действий будущего абитуриента. Модное сейчас словосочетание «образовательная и карьерная траектория» – это и есть этот план. Чем он конкретнее, тем лучше.

Нужно не просто узнать о, допустим, университете, а зайти на сайт такой-то, съездить на день открытых дверей тогда-то, разведать три образовательные программы, на которые собираешься подавать документы, спросить студентов, пообщаться с преподавателями, попить компота в столовой… Да-да, компот – всему голова. Можно прочувствовать атмосферу, понять, хочешь сюда или нет. Впрочем, перечень действий для каждого свой.

Главное – заземлить стремления старшеклассника на уровень конкретных действий.

Подведем итог. Форма профориентации может быть абсолютно любой: тренинги, лекции, семинары, деловые игры, индивидуальная работа, диагностика... Каждый педагог или школьный психолог назубок знает активные и интерактивные методы обучения (ну или должен знать).

Однако только при опоре на спины трех китов – проверенная актуальная информация, качественный анализ интересов и способностей старшеклассника и грамотное планирование – профориентационная работа будет эффективной.