Время первых: 10 женщин, сломавших устои
С 1 января 2021 года в России сократился список профессий, запрещенных для женщин: вместо 456 позиций в нём осталось лишь 100. Время диктует свои правила — больше нет многих объективных причин, которые проводили между мужчинами и женщинами незримую черту. Женщины доказали, что наравне с мужчинами могут водить самосвалы и сельскохозяйственную технику, быть матросами, шкиперами и боцманами, работать машинистами скоростных поездов и проводить верхолазные работы.
Но часто новые правила рождаются на обломках правил устаревших. В Международный женский день Рамблер вспоминает отважных первых женщин, наперекор устоям совершивших то, что до них считалось исключительно мужским делом.
Первые за рулем
Даже в середине прошлого века женщина за рулем автомобиля была редкостью, а уж больше ста лет назад, на заре автомобилестроения, женщины могли быть исключительно пассажирами. Тем не менее, Берта Бенц, жена изобретателя автомобиля Карла Бенца, не просто села за руль агрегата, созданного ее мужем, но сделала это очень умно, хитро и изящно.
В конце XIX века, пока весь мир традиционно передвигался на лошадях, к изобретению Бенца публика относилась скептически — диковинного механизма боялись, как и пугались возможных трудностей с его ремонтом. Чтобы помочь мужу поднять продажи, Берта решила на личном примере доказать, что пользоваться автомобилем может каждый, даже женщина. Берта Бенц взяла один из автомобилей и вместе с сыновьями совершила автопробег на 200 км.
С поломками Берта справлялась с помощью заколки и подвязок, показывая тем самым, что никаких сложностей с владением автомобилем нет. Пристыженные мужчины бросились покупать автомобили Бенца. Кстати, еще Берта подсказала мужу установить в машину коробку передач, потому что в ходе автопробега у нее возникли трудности с заездом в гору.
В начале XX века автомобили уже начали вытеснять лошадей из городов, а вместо извозчиков на улицах появились такси. Конечно же, водителями такси были мужчины — извоз вообще никогда не был женским делом. И всё же в 1906 году немка Элизабет фон Папп сломала стереотип, устроившись на работу в службу такси. Пока Элизабет училась в Берлинской школе водителей такси, мужчины насмехались на нею. Но затем девушка села за баранку авто и наравне с мужчинами-таксистами честно выполняла свою работу.
Первые в небе
Молодая француженка Элиза Дерош была вполне обычной девушкой с присущими юношеству заботами и мечтами. Как и многие в ее возрасте, Элиза мечтала стать актрисой, и даже сменила имя, выбрав более благородное — Раймонда де Ларош. Возможно, в начале XX века мир бы увидел еще одну театральную актрису, если бы только Элиза не «заболела» небом.
На фоне своего увлечения теперь уже Раймонда завязала отношения с авиаконструктором Шарлем Вуазеном, к тому моменту уже четыре года собирающим самолеты для продажи. В 1909 году Вуазен предложил Раймонде проехаться на биплане по земле, однако девушка оказалась настолько впечатлена летающей машиной, что немедленно взмыла в воздух на несколько сотен метров. Это озорство сделало ее первой женщиной-пилотом самолета. А 8 марта 1910 года Раймонда приняла участие в летных соревнованиях и получила официальный диплом пилота.
Спустя полтора года после Раймонды де Ларош диплом получила подданная Российской империи Лидия Виссарионовна Зверева, что сделало ее первой дипломированной авиатрисой — так в России тех времен называли женщин-пилотов. К сожалению, скоро женщинам за штурвалами первых самолетов предстояло совершать отнюдь не развлекательные полеты. Евгения Михайловна Шаховская стала первой в мире женщиной-военным летчиком. По личному прошению Николаю II, Евгения Михайловна сражалась в небе Первой мировой войны. А во Франции, на родине Раймонды де Ларош, полеты женщин на самолетах во время Первой мировой были запрещены.
Первые в космосе
Вскоре после полета Юрия Гагарина Сергей Королев задумал отправить в космос женщину. Уже 1962 году начался активный поиск кандидатов в отряд космонавтов. По результатам отбора было определено пять кандидатур, среди которых оказалась Валентина Владимировна Терешкова — 25-летняя девушка из деревни Большое Масленниково в Ярославской области.
Терешкова проходила тяжелые тренировки в термокамере, где нужно было находиться в лётном комбинезоне при температуре +70 градусов, на вестибулярном тренажере, крутящем человека по всем осям, в самолете МиГ-15, создающем невесомость для выполнения определенных заданий. В конечно итоге именно Валентина Терешкова была выбрана для полета на космическом корабле Восток-6. 16 июня 1963 года ракета взмыла в небо с Байконура, отправив в космос первую женщину.
Терешкова провела на орбите трое суток и совершила 48 оборотов вокруг Земли. Разглядев все континенты с высоты, Валентина Владимировна захотела посетить далекую Австралию. Спустя много лет ей удалось и это.
Светлана Евгеньевна Савицкая, ставшая второй женщиной в космосе, еще и первой среди женщин вышла в открытый космос. Между полетами Терешковой и Савицкой прошел 21 год — пропагандистский эффект был достигнут еще в 1963 году, с тех пор особой надобности в женщинах-космонавтах СССР не испытывал. Лишь когда процедура выхода человека в открытый космос была хорошо отлажена, было принято решение, что пора и советской женщине совершить свой выход. 17 июля 1984 года на корабле Союз Т-12 Светлана Савицкая в составе экипажа из трех человек отправилась в космос. 25 июля вместе с космонавтом Владимиром Джанибековым Савицкая совершила выход в открытый космос, где провела 3 часа 35 минут.
Первые на дне и на вершине
До середины XX века самая высокая гора Земли и самая высокая точка планеты, — Эверест, — оставалась непокоренной. Лишь в 1953 году новозеландцу Эдмунду Хиллари и шерпу (жителю Непала) Тенцингу Норгею удалось достичь пика неприступной горы. Даже профессиональные опытные альпинисты часто разворачиваются на тяжелейшем пути к вершине Эвереста, а 21 человек так и остались в неприступных льдах навсегда.
Японская альпинистка Дзюнко Табэи считала покорение Эвереста своим личным вызовом. Табэи собрала группу из 15 японских женщин, которые должны была взойти на Эверест после упорных тренировок. Консервативная японская общественность насмехалась над женщиной — ее уделом считалось воспитание детей, а не поход по горам.
Спустя пять лет группа отправилась в Непал. Табэи решила повторить маршрут первопроходца Эдмунда Хиллари, но при подъеме она с экспедицией попала под лавину. Однако женщина не повернула назад — спустя 12 дней ей всё же удалось достичь вершины Эвереста. Последний шаг к высочайшей точке планеты навеки вписал ее имя в историю.
Если Дзюнко Табэи дошла до «неба», то американка Кэтрин Салливан первой из женщин достигла самого глубокого дна — Марианской впадины. Произошло это совсем недавно, 7 июня 2020 года. С борта аппарата «Тритон 36000» Салливан и ее напарник Виктор Весково опустились в бездну Челленджера на глубину 10915 метров. При этом Кэтрин Салливан не просто стала первой женщиной, побывавшей на такой глубине, но и первой женщиной, бывшей и в Марианской впадине, и в космосе: в 1984 году она первой из американок вышла в открытый космос.
Первые «первые»
Женщины-правители были совершенно нормальным явлением на протяжении всей человеческой истории, от матриархов первобытно-общинных времен до современных королев и президентов. Но, как ни странно, именно демократия надолго поставила крест на женщинах во власти. В свободных выборах президентов участвовали и всегда побеждали только мужчины — о женщине-президенте долгое время не могли даже и думать, считая эту работу слишком сложной и ответственной.
Сломать закостенелую систему удалось Вигдис Финнбогадоуттир, бывшей президентом Исландии с 1980 по 1996 год на протяжении четырех сроков. Формально Финнбогадоуттир не была первой женщиной-президентом, так как до нее этот титул носила Исабель де Перон, бывшая вице-президентом и автоматически ставшая президентом Аргентины после смерти ее предшественника. Но правление Мартинес де Перон было вынужденным, недолгим и закончилось в результате военного переворота, тогда как Вигдис Финнбогадоуттир была избрана на выборах народом Исландии.
За время нахождения на должности Финнбогадоуттир заботилась об исландской культуре и языке и активно помогала детям. Жители страны были рады видеть ее на президентском посту и в пятый раз, но Финнбогадоуттир отказалась от участия в выборах, уступив место новым кандидатам.
В 1960 году Сиримаво Бандаранаике стала первой женщиной-премьер-министром в новейшей истории. Бандаранаике возглавила правительство Шри-Ланки, ее партия проводила политику демократизации и экономических реформ, а также участвовало в движении неприсоединения, заключавшемся в отказе от участия в любых военных блоках. Во второй половине XX века Шри-Ланка находилась в постоянной политической турбулентости, за страну бились две политических партии, а народ часто участвовал в вооруженных митингах и восстаниях. Сиримаво Бандаранаике удалось провести в кресле премьер-министра три срока, причем последний — в глубокой старости с 1994 по 2000 год.