"Налог на розовое": почему женские товары стоят дороже мужских
На магазинной полке стоят два геля для душа: один —обыкновенный, второй — в розовой упаковке с пометкой "специально для женщин". В плане качества оба средства одинаковые, но цена второго будет выше. "Розовый налог" заставляет женщин по всему миру переплачивать за косметику, одежду, товары гигиены и услуги. "Рамблер" рассказывает об истории явления.
Что такое "налог на розовое"
Маркетологи знают: нишевые товары продаются лучше универсальных. В магазине мы скорее обратим внимание на не просто шампунь, а на тот, то увлажняет или избавляет от секущихся концов. Покупатель хочет купить что-то специально для себя, и этим пользуются в магазинах, чтобы повысить продажи.
Главной мишенью такой уловки оказываются женщины. Из-за гендерных стереотипов принято считать, что женские вещи выглядят как-то иначе. Один из многочисленных примеров — ручка "специально для женщин" в розовом и сиреневом цветах, которую в 2012 году представила компания BIC. Такие ручки стоили в два раза больше обычных, что повлекло поток критики среди покупателей.
В итоге в магазинах мы часто натыкаемся на один и тот же продукт в двух вариантах: обычном и "для женщин" (или "для девочек"). Стоимость последнего товара обычно выше, хотя очевидного преимущества в качестве нет.
В 90-х годах XX века социологи обнаружили подобную наценку, назвав "розовым налогом" ("pink tax") — по цвету упаковки более дорогих товаров.
Налог на розовое — форма ценовой дискриминации, когда товары "специально для женщин" стоят дороже, даже если качество не отличается от обычных товаров.
Розовая бритва стоит дороже "классической" синей. Белая майка из женского отдела на пару десятков рублей дороже такой же майки из мужской. Самокат "для девочек" — с цветочками, пони и блестками — стоит дороже, но от этого не едет лучше.
Всплеск внимания к наценке на товары для женщин случился в 2015 году. Тогда Нью-Йоркское управление по делам потребителей сравнило 800 продуктов, выпускавшиеся в "женской" и "мужской" версиях. Исследование показало, то женщины платят больше за разные группы товаров: уходовые продукты (13%), одежду (8%) и детская одежда (4%), игрушки и аксессуары "для девочек" (7%).
За что женщины платят больше
- Уходовая косметика. Шампуни, гели для душа, бритвы "для женщин" стоят дороже нейтральных аналогов.
- Средства гигиены. С 2020 года в России прокладки входят в перечень предметов первой необходимости, однако во многих странах это не так. Прокладки и тампоны облагают налогом на добавочную стоимость, ставка которого в среднем составляет 15%.
- Одежда. Базовые вещи, вроде футболок, джинсов, нижнего белья, продаются по более высокой цене в женском отделе.
- Услуги. Женская стрижка почти везде будет дороже мужской, даже если волосы короткие. За стирку женской блузки в химчистке придется отдать больше денег.
Важно подчеркнуть, что большинство исследований "розовой" наценки проводили в США или Европе. По России точных данных нет, только статьи различных СМИ и подборки пользователей Сети. В 2017 году президент Торгово-промышленной палаты России Сергей Катырин в интервью газете "Известия" признал, что наценка существует:
"Так называемый налог на розовое — общемировая тенденция. Какие-то категории товаров для женщин стоят дороже на 10–15%. Другие — лишь на 1–3%. Ведь женщина считается лучшим покупателем. Женщина — более активный покупатель, чем мужчина. Она любит разнообразие. А производитель и продавец, которые об этом знают, никогда не откажутся от лишней прибыли".
В итоге женщины вынуждены стабильно переплачивать из-за налога на "розовые" товары, а также потому, что они обычно закупаются на всю семью.
Почему женщины платят больше
Производители и продавцы оправдывают "налог на розовое" тем, что товары для женщин сложнее в производстве. Бренды одежды объясняют дороговизну тем, что на пошив уходит больше дорогой ткани. Также женщины в среднем больше следят за модой и придирчивей выбирают модели — для большего ассортимента необходимо нанимать больше дизайнеров.
Цена уходовой косметики объясняется тем, что у женщин и мужчин разные требования. Мужчинам, как правило, нужно просто ощущение чистоты, а женщинам нужно еще и смягчение и увлажнение.
То же касается услуг: подстричь длинные волосы тяжелей, чем короткие. Высокая стоимость химчистки объясняется тем, что на женская одежда зачастую сделана из деликатных тканей, на ней больше деталей.
Конечно, не всякая наценка — это "налог на розовое". На окончательную стоимость влияет выплата гонораров дизайнерам и пиар-агентствам, налог на патент или специальные разработки. За футболку с авторским принтом мы отдадим больше денег, потому что в окончательный ценник добавили стоимость труда дизайнера. Горный велосипед дороже городского: его производство сложней и дольше из-за многочисленных тестов на безопасность.
Однако многие вещи "специально для женщин" не отличаются по функционалу от обычных, "мужских". Если женщина побреет ноги мужской бритвой, помоет голову шампунем с экстрактом угля или прокатится на велосипеде без розовых помпонов, ничего не произойдет. Многие женщины, даже не зная о "розовом налоге", подсознательно понимают, что между товарами нет никакой разницы.
"Покупаю мужской гель для бритья для чувствительной кожи без запаха и мужские же одноразовые станки. Разницы ровно никакой", "Они не только дороже, они тупятся быстрее мужских", — пишут девушки в комментариях под одной из статей о "налоге на розовое".
На поверку большинство случаев "налога на розовое" — не более чем коммерческий ход. Поддерживать или не поддерживать такую наценку рублем — личное дело каждого.