Как сделана молодость
Елена Стафьева об аромате Twilly d’Hermes Новость первая: у Hermes вышел еще один аромат -- он называется Twilly, как узкий длинный шарф, которым оплетают ручки эрмесовских сумок, посвящен эрмесовскому шелку и обращен к совсем юным женщинам. Вторая же новость -- скорее данность: Кристин Нажель за почти два года в качестве главного парфюмера окончательно и бесповоротно изменила прежний парфюмерный стиль Hermes и создала новый -- выразительный и узнаваемый -- Это была моя идея -- создать аромат для юных девушек. В Hermes я все время открываю новые вещи, иногда они рождают во мне желание сделать аромат, а иногда нет. И когда я открыла этот многоцветный мир шелка, я сказала себе: у меня есть предмет, есть тема. И решила поехать посмотреть, как делают эрмесовские каре в Лионе. Там есть колорист -- супершикарная, суперэлегантная суперледи, но совершенно сумасшедшая. И когда дизайн каре определен, его делают для нее во всех цветах -- а она выбирает, в каком он останется. Вот где сила цвета, когда цвет меняет все! Я решила, что тоже могу менять "цвет" -- и это изменит все. Я попробовала сделать это в лаборатории, а потом пошла к Пьеру-Алексису (артистический директор Hermes Пьер-Алексис Дюма) и Аньез (генеральный директор Hermes Parfums Аньез де Виллер), рассказала, что у меня получилось. И они ответили -- on y va! Парфюмерное ателье Кристин устроено в Пантене, ближайшем пригороде Парижа, где собраны мастерские Hermes, в замечательном здании ар-деко, построенном в 1933 году Мишелем Бордом для Societe d'Alimentation Moderne. Там, где сейчас ее офис, ровно в той же комнате, одно время был офис Жан-Луи Дюма, легендарного главы дома, превратившего Hermes в то, чем он сейчас является. Кристин показывает свой иконостас: Фрида Кало, Камилла Клодель, Колетт. Под их фотографиями лежит мини-слепок руки Родена. Кристин, объясняя свою работу, любит использовать сравнение парфюмерии со скульптурой, где, чтобы добиться выразительности, нужно нарушить пропорции, намеренно увеличить какую-то деталь -- как делал Роден. В случае парфюма -- взять овердозу отдельного ингредиента, это сделает композицию более естественной, более современной. Кристин вообще отлично говорит, ее образная риторика точна и остроумна. По моим скромным наблюдениям, риторический талант каким-то образом корреспондирует с талантом парфюмерным. Предшественник Кристин, Жан-Клод Эллена, блестяще говорил о профессии, используя самые разнообразные арт-параллели. Эллена -- великий парфюмер, создавший своими "Садами" и "Эрмессансами" не просто стиль Hermes, но стиль целой парфюмерной эпохи, акварельный, отстраненный и рафинированный. И вот теперь Кристин изменила все. Это проявилось уже в ее дебюте в Hermes, когда они с Элленой представили два одеколона, два полюса: его строгий и прохладный Eau de Neroli Dore и ее взрывной и радостный Eau de Rhubarbe Ecarlate. Стала очевидна разница темпераментов и творческих позиций: сдержанность и спиритуальность Эллены -- чувственность и горячность Кристин. Второй ее аромат, прошлогодний Galop d'Hermes, стал этюдом на тему эрмесовской кожи Doblis, нынешний, Twilly, посвящен эрмесовскому шелку. И тут уже видна ее программа -- исследовать все материалы Hermes. Если Жан-Клод Эллена впечатлялся эстетическими концептами и образами, то Кристин Нажель -- человек, по-настоящему знающий и понимающий искусство -- эмоциями и предметами чувственного мира. Ее новый аромат окончательно утвердил новый парфюмерный стиль Hermes. Там, где раньше была отстраненность, теперь бездна страсти -- но страсти выверенной и продуманной во всех деталях, как и положено у Hermes. Кристин рассказывает о Twilly, и становится понятно, как этот новый стиль работает. Итак, молодежный аромат Hermes. Еще лет 10-15 назад это звучало бы оксюмороном, но сегодня, когда иерархическое потребление стремительно разрушается, в том, что юные девушки начинают с духов Hermes, нет ничего сокрушительного. -- У Эрмес много всяких интересных штук для молодых, но им не так просто впервые переступить порог Hermes,-- говорит Кристин.-- В то же время, наблюдая за девушками на улицах, я поняла, что они любят носить шелковые платки Hermes -- но не повязывая их вокруг шеи или на голову lady like, а как бандану или бюстье, как делала Эми Уайнхаус. Или как пояс. Наблюдая за тем, как по-новому они обращаются с кодами Hermes, я подумала: возможно, для меня это способ создать что-то столь же интересное, сколь и иное -- аромат, который приведет молодых женщин к Hermes и станет для них тем самым "Сезам, откройся!" Возможно, действуя так же, как они, перевернув привычные парфюмерные схемы использования сырья, я смогу создать парфюм, который будет привлекать молодых. Таким сырьем стали, собственно, три ингредиента: специя -- имбирь, цветок -- тубероза и дерево -- сандал. Имбирь особого качества: с Берега Слоновой Кости, но переработан на юге Франции, тубероза из Индии и сандал из Австралии. Имбирь -- один из любимых ингредиентов Кристин Нажель, но в парфюмерных формулах его обычно немного, для свежести. -- Я же хотела использовать большую дозу имбиря. Но она давала кислоту -- и я была ужасно расстроена. Я искала, искала и искала -- по всему миру. И вот однажды мне предложили имбирь, который был экстрагирован из свежих корней, что важно, потому что обычно корни имбиря, как и корни ириса, высушивают перед экстракцией. И запах был другим. Я начала его добавлять -- немного, потом еще немного, потом еще и еще. Обычно в формуле используют 0,5-0,8% имбиря, я использовала 8%. И в процессе имбирь из свежего стал жгучим. Так появился начальный пункт, вокруг которого я могла построить аромат. Это как канва -- перед тем, как нанести рисунок будущего платка, нужно выткать саму шелковую ткань. Тубероза -- "загадочный цветок", как называет его Кристин, который обычно дает аромату "грязный" оттенок,-- тут не сразу различима и не похожа на себя. -- Мне попалась прекрасная тубероза. В ольфакторных терминах это зеленый и острый цветок, я же хотела сделать его более объемным, обволакивающим. Для меня тубероза представляет лица юных девушек -- я спросила себя: почему мы склонны находить юных девушек загадочными? Есть много причин, но особенно меня трогает то, что у них еще есть юношеская округлость щек, и в то же самое время это уже женщины -- вот что загадочно. И тубероза великолепно передает нужный эффект и представляет юность, прекрасную и загадочную. Сандал, вид Santalum album, из Австралии. "Он прекрасного качества и, что важно, стабильного,-- объясняет Кристин.-- Каждое дерево на плантации было выбрано специально для нас". Я спрашиваю, что означает сандал в композиции Twilly? -- Прежде всего, это Hermes,-- он очень благородный, утонченный. В ароматах он обычно молочный, но внутри у сандала есть и анималистичная сторона -- элегантная, немножко "грязная", именно она так привлекает нас во всех этих старых ароматах, которых больше не существует. Анималистичная, сексуальная нота, но в ней есть шик -- как и в современных девушках -- и сандал позволил мне передать это. Я использовала имбирь, туберозу и сандал вместе -- как девушки используют разрозненные вещи в своих луках. Кроме основных трех, Кристин называет еще жасмин и мандарин ("потому что мне нужен был цвет"), но вообще-то она не любит перечислять ингредиенты. -- Вы не нюхаете их по отдельности. Парфюмеру важно не найти лучшую розу или кедр, а придумать, как их смешать,-- вот где творчество. В Twilly баланс еще важнее, чем в Galop, тут главное -- идея ткани, из всех ингредиентов соткано единое полотно. Но эффект Twilly держится на двойном противоречии: не только между имбирем и туберозой, но и между ожиданиями и фактическим результатом. Ты слышишь "новый аромат для девушек" и привычно ожидаешь леденцы и варенье, а получаешь в итоге туберозу, прочно связанную с фам фаталь. Тут есть некая интрига и определенный риск. Кристин говорит, что предложить юным девушкам настоящий Grande Femme Parfum -- это значит проявить к ним уважение, а не обращаться с ними как с глупышками, которые способны оценить только леденцы. По сути дела, перед нами парфюмерный феминистский стейтмент (да, мы помним про портреты Кало, Клодель и Колетт). Причем феминистский в самом полном смысле этого слова -- вне возраста и пола. Кристин делала тесты ароматов и на мужской коже -- имбирь и сандал раскрывались на ней ярче и совсем иначе, чем на женской, и "это было просто wow!" -- Я ненавижу слово унисекс, но если мужчины чувствуют себя комфортно с этим ароматом -- отлично, говорить "нет, это для девушек" просто глупо. Девушки тоже будут использовать мужские запахи -- как мужчины сейчас используют Eau de Rhubarbe Ecarlate, не будучи женственными. Так, создавая продукт для девочек 20 лет, Hermes выпустил аромат, свободный от эйджистских и гендерных стереотипов.