Как слеза: бесцветные бриллианты

Утро. Вандомская площадь. У бутика Chopard на углу с улицей Сент-Оноре очередь из журналистов и потенциальных покупателей новинок высокого ювелирного искусства. После тщательной проверки одного за другим гостей запускают в бутик через двойные прозрачные пуленепробиваемые двери.

На втором этаже нас ждет главный герой новой коллекции Каролины Шойфеле The Garden of Kalahari — алмаз «Королева Калахари» (The Queen of Kalahari) в 342 карата. Его нашли год назад в Ботсване на руднике Карове. Правда, целым мы его уже не увидели: огромный алмаз было решено распилить на 23 крупных бриллианта (пять из них общим весом более 20 каратов). Результат — уникальный сет из шести предметов (колье-трансформер, серьги, браслет-манжета, два кольца, часы с секретом) и 55-минутный документальный фильм Алексиса Веллера о создании коллекции. «Это особенный камень — у него ни с чем не сравнимая энергетика и эмоциональный заряд! Он не мог просто остаться нашим трофеем, поэтому мы решили придумать для него предназначение, достойное его статуса», — рассказала Каролина Шойфеле. Самый дорогой сет в истории ювелирного дома будут продавать комплектом: Каролина уверена, что части такого редкого камня ни в коем случае нельзя отправлять к разным владельцам. По слухам, в день презентации уже началась битва за эти украшения между двумя клиентами.

Алмаз The Queen of Kalahari

Бриллианты были в центре внимания и по другую сторону Вандомской площади, ближе к улице Де ла Пе. Креативный директор Boucheron Клер Шуан представила мини-коллекцию Lierre de Paris, состоящую из сета четырех украшений: колье, часы с секретом, браслет и кольцо выполнены из белого золота в форме листьев плюща и богато усыпаны бриллиантами. У Chaumet в новой коллекции Insolence главный акцент тоже на бесцветные бриллианты, но уже в сочетании с белым и розовым золотом. Louis Vuitton обновили коллекцию Blossom: в отличие от летней версии в основе зимней — бледные драгоценные камни в окружении бесцветных бриллиантов. И исключительно бриллиантовые сеты. Даже Виктуар де Кастеллан, креативный директор ювелирного направления дома Dior, чьи работы невозможно представить без цветных камней, окружила любимые опалы бесцветными бриллиантами.

Любители украшений всегда с особым нетерпением ждут январские коллекции высокого ювелирного искусства. По сравнению с летними они более компактные, а значит, ювелиры могут смелее экспериментировать. Почему же вместо игры в цветные камни крупные ювелирные дома решили сделать ставку на бесцветный бриллиант — самый классический драгоценный камень, который с легкой руки героини Мэрилин Монро прозвали «лучшим другом девушек» еще в 1950-е годы?

«Бриллиант — общий знаменатель ювелирных украшений» — эту фразу я впервые услышала от Николы Булгари», — поясняет Марион Фейзел, ювелирный обозреватель американского InStyle, автор книги Diamonds: a Century of Spectacular Jewels и основательница сайта The Adventurine. — С ним сложно не согласиться, ведь по сути бриллианты есть в каждом произведении высокого ювелирного искусства, даже когда в центре — цветные драгоценные камни».

До 1889 года, когда сокровища французской короны были выставлены на аукцион, бриллианты (как и другие драгоценные камни) были доступны только представителям королевских семей. С этого момента принято отсчитывать современную историю драгоценностей, которые мог купить любой, у кого были на то средства. Бриллианты, изумруды, рубины и сапфиры стали доступны широкой публике. Но почему именно бриллианты вызывают такой трепет?

«О бриллиантах всегда ходило больше легенд, чем о любом другом драгоценном камне, — продолжает Марион. — Украшения с бриллиантами были на пике популярности в Эдвардианскую эпоху (1900–1910 гг. — Прим. ред.). Потом ювелиры вернулись к ним в конце 1920-х: после биржевого краха 1929 года, ознаменовавшего начало Великой депрессии, в моду вошли вечерние платья в черно-белой гамме, и все именитые ювелиры сосредоточили свои усилия на украшениях ар-деко, выполненных исключительно из белых бриллиантов, которые идеально подходили к классическим нарядам. Так бриллианты вошли в моду, и больше из нее не выходили. На мой взгляд, повальное увлечение украшениями из белых бриллиантов в новом сезоне — это верный знак, что ювелиры сейчас в поиске новых смыслов, ведь бесцветный бриллиант — как чистая палитра для художника».

Но можно ли назвать этот подход — возвращение к бесцветным бриллиантам, вечной классике — антикризисной мерой? Чувствуют ли сами ювелиры, в каком состоянии сегодня находится мировая экономика? «Во-первых, кризис в мировой экономике действительно налицо, и ювелиры это признают: сегодня им зачастую приходится работать себе в убыток, — объясняет текущую ситуацию на рынке высокого ювелирного искусства ювелирный консультант Александр Фалькович. — Для таких крупных брендов, как Dior и Chanel, это не так страшно, ведь они могут получить компенсацию за счет других активов, но многие маленькие игроки разоряются. Во-вторых, сами покупатели стали лучше разбираться в том, во что они вкладывают деньги, — вся информация есть в открытом доступе в интернете. Они понимают, что могут приобретать украшения и камни напрямую у ювелиров, в обход брендов, потому что любой бренд в цену изделия закладывает свои издержки, связанные с арендой помещений, зарплатой сотрудников и прочим. Плюс наценки на камни: не забывайте, если цены на бриллианты строго регламентированы по шкале Раппопорта, наценку на цветной камень намного сложнее отследить, зачастую без помощи профессионалов в этом просто невозможно разобраться. Осмотрительные покупатели обращают внимание и на вторичный рынок: они прекрасно понимают, что при возможной продаже украшения бренда к ним вернется только себестоимость камня».

С ним соглашается и Марго Раффаэлли, основатель независимого ресурса о драгоценностях margoraffaelli.com и автор книги «Ювелирные украшения. Искусство выбирать лучшее»: «Ощущение кризиса у меня возникало и в прошлые сезоны, но сейчас это более чем очевидно. Но любой кризис — это повод проверить себя на креативность. Например, мне очень понравился подход Виктуар в этом году. Взять любимые опалы и поставить их в центр украшений высокого ювелирного искусства! Это лучшее антикризисное решение: опалы визуально создают дорогой эффект, а стоят значительно дешевле, чем более дорогие цветные камни такого же размера. А представить Виктуар без цвета просто невозможно».

«Я выбрала бриллиант, потому что, даже маленький, он представляет большую ценность», — говорила Коко Шанель о выборе главного драгоценного камня ее единственной ювелирной коллекции 1932 года. Все украшения были выполнены из бесцветных бриллиантов — Мадемуазель предпочитала классику. Теперь такая классика — хорошая традиция: в коллекциях высокого ювелирного искусства Chanel всегда есть сеты только с бесцветными бриллиантами. Новая коллекция Coco avant Chanel — не исключение. Здесь каждый сет назван в честь женщин, окружавших Шанель в начале ее пути (до 1920 года, когда она прославится на весь Париж) — Emilienne, Maud, Marthe, Lucienne, Jeanne, Zina, Suzanne, Antoinette. И как нетрудно догадаться, сет из белого золота с бесцветными бриллиантами назвали Gabrielle Chanel.

Еще шесть тенденций в зимних коллекциях высокого ювелирного искусства

БЕСЦВЕТНЫЕ БРИЛЛИАНТЫ И ЦВЕТНОЕ ЗОЛОТО

«Бриллианты хорошо смотрятся в любом обрамлении. Если платина и белое золото придают им налет формальности, то розовое золото как нельзя лучше подчеркивает блеск прозрачного бриллианта», — поясняет Марион Фейзел. В новом сезоне такой выбор сделали Chaumet и Dior.

БРАСЛЕТЫ С СЕКРЕТОМ

«И совершенно случайно ваш браслет подскажет вам и время» — так о восьми часах из новой коллекции Dior et d’Opales говорит ее создательница Виктуар де Кастеллан. Ювелирные браслеты с секретом в новом сезоне можно было встретить у Boucheron, Chopard и Chanel.

БАНТЫ И КРУЖЕВО

Бант — излюбленный мотив произведений высокого ювелирного искусства, который напоминает об их связи с haute couture. У Chaumet появились минималистичные элегантные банты с бриллиантовым паве и переплетением «грубых веревок» из розового золота, а у Chanel лаконичные ювелирные ленты и кружевное паве напоминают о начале пути Коко, когда она украшала так свои шляпки.

ИЗОБИЛИЕ

Виктуар де Кастеллан обожает цвет. Поэтому в новой коллекции ее любимый опал окружен не только бесцветными бриллиантами, но и красными рубинами, желтыми, пурпурными и розовыми сапфирами, зелеными изумрудами и нежно-голубыми турмалинами параиба.

СЕРЬГИ-МЕДАЛЬОНЫ

Серьги-медальоны под старину — украшение, созданное, чтобы передаваться из поколения в поколение. В новом сезоне такие серьги по форме напоминают ордена и медали.

БЛЕДНЫЕ КАМНИ

«Зимой в коллекциях всегда меньше цвета», — так объясняет обилие бледных камней в новых коллекциях Марго Раффаэлли. Лавандовая шпинель, голубой берилл и бледно-розовые сапфиры падпараджа выгодно подчеркивают блеск бриллиантов.