Войти в почту

«Ты пожалеешь, тебя уничтожат»

«Лента.ру» начинает серию материалов о великих российских и советских супермоделях, на чью долю выпало немало жертв и лишений. Они купались в славе и любви миллионов мужчин, им были доступны импортные вещи и поездки за границу, их фотографии блистали в журналах и на витринах всех магазинов страны. Но расплата за все эти блага подчас была самой суровой. В этой статье речь пойдет о Леокадии Мироновой. Первая модель Славы Зайцева, одна из «трех звезд СССР», Лека всю жизнь страдала от физических недугов, сальных приставаний партийной элиты и так и не смогла обрести личное счастье.

«Ты пожалеешь, тебя уничтожат»
© Борис Кауфман / РИА Новости

Без глаза и голоса

Несчастья преследовали Леку с самого детства. В первые годы жизни она дважды едва не лишилась матери, которая была и до самого конца оставалась самым близким для нее человеком. Еще ребенком ей пришлось наблюдать, как муж Артемиды Иустиновны, неродной отец Леки, пытался застрелить ее за измену. Именно после этой измены и родилась девочка, которую назвали в честь советской певицы Леокадии Масленниковой.

© из личного архива

Лека Миронова в детстве

Нарекая дочь таким именем, мать будто предвидела ее талант — девочка обладала абсолютным слухом и чистым голосом, могла брать самые высокие ноты. Вдобавок ей часто доводилось наблюдать за происходящим на сцене из-за кулис театра, где работали родственники. Она с восхищением следила за танцорами и постоянно подпевала вокалистам, поэтому стать профессиональной певицей или балериной грезила с ранних лет.

Однако судьба распорядилась иначе. В юности Леокадия повредила голосовые связки, и с карьерой певицы пришлось проститься. Тогда девочку отвели в Вагановское училище, где ее выдающиеся способности оценила сама Наталья Дудинская — педагог и известная советская балерина. Но и здесь Мироновой не повезло. Из-за скудного питания в военные годы у нее развился остеопороз. О сцене Леке пришлось забыть навсегда.

Еще одним талантом Леки Мироновой было рисование, поэтому, в конце концов, она решила строить карьеру архитектора или художника. Но и последней надежде было суждено рухнуть. «Однажды перед глазами словно вспыхнул огненный шар, и вся перспектива оказалась залита ярким светом, меняющим оттенки. Больше зрение так и не восстановилось», — рассказала Миронова в одном из интервью. Так внезапно Лека ослепла на один глаз.

С таким недугом выбирать девушке не приходилось, и она всего-навсего поступила в театрально-техническое училище. Из-за слабых глаз Миронова не могла рисовать с натуры, и ее просили позировать. Во время просмотров студенческих работ педагогов поразила красота студентки, и подруга уговорила ее съездить в город Бабушкин на экспериментально-техническую швейную фабрику, где трудились молодые выпускники текстильного института. Здесь и определилась дальнейшая судьба будущей звезды советского подиума.

Зайцев и слава

«Я стояла и смотрела в окно, когда распахнулась дверь, и до меня будто донесся легкий порыв ветерка. Это вошел Слава Зайцев. (...) Я стала его первой манекенщицей»,

— вспоминала Миронова. С первых дней сотрудничества творческая пара смотрела в одном направлении — именно это и держало их вместе на протяжении десяти лет. Где бы ни проходили показы Зайцева — будь то Дом художника или захолустный ДК в Лыткарино — Миронова следовала за ним без раздумий.

© lenta.ru

Свою первую коллекцию Слава Зайцев представил в 1963 году в спортивном комплексе «Крылья Советов». Советское шоу заинтересовало и иностранных журналистов. Один из них — представитель французского Paris Match — отметил, что, хотя все девушки достойны самых высоких оценок, больше всего ему запомнилась манекенщица Славы. После такого репортажа снимки Мироновой и Зайцева стали печататься во всех журналах, а сам дуэт пригласили творить в главном доме моделей страны — на Кузнецком Мосту.

Так на Леку Миронову обрушилась слава — и внутри Союза, и далеко за его пределами. Однако побывать за границей девушке так и не удалось. После съемок американского фильма «Три звезды Советского Союза», главными героями которого стали Валерий Брумель, Майя Плисецкая и Лека Миронова, последнюю позвали в Штаты на конкурс лучших моделей мира. Но приглашение не нашло своего адресата. Только по прошествии длительного времени Лека узнала, как «ответственные органы» уведомили американцев, что у нее очень слабое сердце, и перелет может стать смертельным. Вместо Америки — для подстраховки — девушку отправили работать в Сибирь.

Ненависть хлынула и от коллег — в первую очередь от тогдашней «королевы» Дома моделей Регины Збарской. Ведь высокая, стройная, появившаяся из ниоткуда и так похожая на нее Лека быстро забрала себе внимание публики, а лучший авангардный модельер Слава Зайцев стал шить коллекции только на нее. Однако, несмотря ни на какие истязания судьбы и властей, лицо Мироновой украшало все витрины Советского Союза. Водители в Ленинабаде крепили ее фотографии к лобовым стеклам троллейбусов, торговцы в Сухуми развешивали их на стены своих лавок, а в ГУМе, прямо около фонтана в ювелирном отделе, фото Леокадии висело на протяжении 21 года.

Особые предложения из ЦК

«Советская Одри Хепберн», как прозвали Леку в иностранных газетах, не смогла обрести счастья и в личной жизни. Первый и единственный муж, чьего имени манекенщица никогда не называет, оказался невыносимо ревнивым и мучил ее беспричинными скандалами. Он сильно любил ее, но ревновал к фотографам и чужим взглядам. Он ревновал ее даже к родной матери, и настолько, что в конце концов поставил перед выбором: или она, или я. Последнего Лека не вынесла и ушла от супруга, что, вероятно, стало для нее большим облегчением. С тех пор замуж она больше не выходила.

Поклонников у Леокадии было много. Романы она тоже пару раз заводила. Манекенщица встречалась с режиссером-документалистом Германом Фрадкиным, сыном композитора Марка Фрадкина, и даже с Павлом Познером, братом Владимира Познера. И один, и другой были заботливыми, внимательными кавалерами, оба развлекали Леку культурными мероприятиями и радовали импортными подарками. Однако, как только при разговоре затрагивался вопрос серьезных отношений и, не дай бог, регистрации брака, Лека исчезала. Создавать семью она была попросту не готова.

© lenta.ru

На одинокую Леку положил взгляд не один представитель партийной элиты. Иногда намеки перерастали в навязчивые приставания. «Вызывали, объясняли, что согласиться — в моих интересах, что я "должна". А когда я ответила, что никому ничего не должна, мне пригрозили: "Ты пожалеешь, тебя уничтожат"», — вспоминала модель. Нередко ей приходилось отклонять предложения сниматься обнаженной для специальных журналов, которые были доступны только членам ЦК. Однажды ее обманом заманили на съемки, но, осознав, в чем дело, Лека разгромила студию и сбежала.

Артемида Иустиновна не стерпела такой травли дочери и написала заявление в ЦК. С этого момента жизнь обеих превратилась в ад. Куда бы ни отправилась Лека, она всегда знала, что за ней установлена слежка, а ее маму несколько раз пытались упечь в психиатрическую лечебницу. Слежка не прекращалась даже во время отпуска. Как-то раз, завидев на пляже двух преследователей, Лека не выдержала. В ярости она подошла к ним и выпалила, что ее знакомый немец работает в посольстве, и, если с ней что-нибудь случится, на его стол тут же попадет подготовленное ею письмо. Слежку остановили.

«Если не перестанешь общаться с этой русской, сильно пожалеешь»

Дефилируя на одном из показов, Лека приметила высокого длинноволосого блондина в сером костюме. Он был фотографом. Из-за плохого зрения модель даже не разглядела его лица, но почувствовала, что позирует только для него. Незнакомец оказался иностранцем, и познакомиться с ним в тот день ей так и не удалось. Свою самую сильную любовь — Антанаса из Вильнюса — она вновь встретила только через три года во время поездки в Литву с другими манекенщицами. Они увидели друг друга на светском мероприятии и больше не могли расстаться. Антанас водил Леку в музеи и рестораны, показывал город. Эти отношения стали панацеей для Леки от всего, что ей приходилось переживать дома.

Однако через неделю Леке пришлось улететь в Москву. Но литовец и не думал терпеть разлуку. Так, поселившись в Москве, на протяжении следующих двух с половиной лет он каждое утро улетал в Вильнюс, а вечером возвращался домой. Но на родине выбор Антанаса сочли неприемлемым. Как рассказывала Миронова, сперва его покалечили на пороге собственной квартиры, а затем посыпались прямые угрозы: «Если ты не перестанешь общаться с этой русской, сильно пожалеешь, а уедешь к ней, мы здесь твоих мать и сестру порешим».

Сперва пара решила бороться. Лека судорожно искала для любимого работу в СМИ. Но несмотря на то что Антанас был успешным фотографом с наградами и опытом международных выставок, в столице его никто принимать не хотел. Миронова понимала, что такой человек не заслуживает всю жизнь заниматься печатью фотографий для документов в Москве. Она понимала, что должна пожертвовать чувствами и отпустить Антанаса на родину, чтобы он мог продолжать карьеру, а его семье перестали угрожать националисты.

© Вадим Тараканов / ТАСС

Миронова на праздничном шоу, посвященном 50-летию творческой деятельности Вячеслава Зайцева и 30-летию его Дома Моды

Так, однажды Леокадия заявила, что больше не хочет видеть Антанаса, и попросила его впредь не приезжать в Москву. Позднее ей докладывали, что на родине мужчина чуть было не свел счеты с жизнью. Потом в течение долгих лет он еще слал ей телеграммы с признаниями. Вымотанная тяжелым расставанием, бесконечными унижениями со стороны власти и ощущением полной безысходности, Миронова решила покинуть Дом моделей. В заявлении Лека указала, что уволиться ее вынудили, и, несмотря на угрозы и просьбы забрать бумагу, ушла.

В результате все модельные дома Москвы захлопнули перед ней свои двери. Леку больше не звали ни на съемки, ни на телепередачи, а выпуски с ее участием были удалены. Устроиться на работу она смогла только через полтора года — в Дом моделей в Химках. Именно там она оставалась следующие 20 лет, с улыбкой выходя на подиум до самой старости, ведь «как бы ни было грустно, какие бы кульбиты ни делала судьба, надо подниматься и идти вперед. И не сдаваться. Никогда…»