Как нам с детства диктуют стандарты красоты через литературу
Во многом мировоззрение человека и его представление о себе формируются в детстве и юношеском возрасте — на это влияют совершенно разные факторы: например, родители, воспитатели, школьные учителя, а также кинематограф и литература. В русских сказках положительные женские персонажи, как правило, отличались красотой, которую невозможно «пером описать». Позднее стандарты в литературе стали меняться — Татьяна Ларина была не так привлекательна, как ее белокурая сестра Ольга, а тургеневская девушка вполне могла иметь большой нос и тонкие губы. Т&Р рассказывают, как менялись представления о женской красоте в русской литературе.
.marker { background: #FFE3E0; background: linear-gradient(180deg,rgba(255,255,255,0) 45%, #FFE3E0 55%); }
Красавицы из русских сказок
Женские образы в детских сказках были близки к идеалам — невинные падчерицы, покорные жены, мудрые девушки, обладающие волшебными силами. Как правило, не было подробных описаний внешности героинь, а высшая степень красоты обозначалась так: «ни в сказке сказать, ни пером описать». Характеризовали девушек также через имена: Василиса Премудрая, Елена Прекрасная. Таким способом у них сразу же выделяли наиболее яркие черты личности.
Настенька в «Морозко» проявляла терпеливость и по-доброму относилась к жестокой мачехе. Аленушка из «Аленького цветочка» Аксакова любила сестер, несмотря на их зависть и упреки, заботилась о своем отце и готова была пойти на жертву, чтобы его спасти. «Было у того купца три дочери, все три красавицы писаные, а меньшая лучше всех… Меньшую дочь любил больше, потому что она была собой лучше всех и к нему ласковее», — Аленушку выделяли из всех не по внешности, а по отношению к отцу и характеру. В частности, девушка проявляла скромность. В то время как старшая просила привезти зеркало, благодаря которому она могла стать «краше», Аленушка пожелала лишь аленький цветочек.
Эталон красоты в русских сказках определялся не внешностью, а чертами характера, такими как трудолюбие, мудрость, сила духа, доброта
Тем не менее, читатели могли уловить общие черты: белые руки и лицо, румяные щеки, длинные косы, лебединая осанка и глаза «словно звезды». В движениях прослеживались легкость (например, в сказке «Царевна-лягушка»), а иногда робость («Морозко»).
Кадр из фильма «Царевна-лягушка»
На контрасте с такими чертами, как покорность, сострадание, доброта, жертвенность были жадность, зависть, лживость. Отрицательные персонажи, а именно, злодеи всегда были уродливы — горб, седые волосы, длинный нос. Прием перевоплощения в животных использовался в сюжетах, где были проклятия — Царевна стала лягушкой. А в сказке «Белая уточка» — княжну наказали за нарушение запрета и превратили в уточку. Образы стройных высоких красавиц складывались благодаря книжным иллюстрациям и мультфильмам — в самих сказках не говорилось о росте, размерах и отдельных чертах лица героинь.
Женские образы в русской классике
Один из самых знакомых образов русской литературы — Татьяна Ларина. У нее, согласно описанию автора, нет румянца, ярких глаз, статной осанки, Александр Пушкин описывает свою героиню иначе, сравнивая ее с сестрой Ольгой:
"…Ни красотой сестры своей, / Ни свежестью ее румяной / Не привлекла б она очей…"
Татьяна Ларина / кадр из фильма «Евгений Онегин»
Красота же Ольги проявлялась в полном лице, румянце, белокурых вьющихся волосах: «Кругла, красна лицом она». Дмитрий Быков, писатель, литературный критик, публицист отмечает, что Татьяна — первая настоящая женщина в русской литературе, олицетворение чистоты, честности, долга. При этом героиня не соответствует стандартным критериям красоты в отличие от Ольги.
И вот что я рискну сказать: русские писатели предпочитают автопортрет в женском образе. Почему? Во-первых, тогда точно на вас не подумают. Во-вторых, потому что это портрет души. И очень многие (разумеется, кроме тех, у кого женщина играет роль чисто служебную), они оставили по одному женскому такому автопортрету. Конечно, Татьяна — в огромной степени автопортрет Пушкина. И письмо, выдающее интонацию очень многих пушкинских текстов, и романтическое, вот это фаталистическое мироощущение, и суеверность, и аристократическое представление о долге, который выше выбора, — это Пушкин.
Дмитрий Быков в своей программе на «Эхо Москвы»
В русской литературе широко известен собирательный образ «тургеневской девушки» — чувственная, скромная, начитанная девушка, которая, как правило, родилась в глухом поместье и не видела светской жизни. Она робка в общении — в современном обществе ее скорее всего назвали бы интровертом.
Внешность идеальной девушки в романах Тургенева совершенно разная. У героинь были некоторые черты типичных русских девушек — длинная коса, белая кожа, русые волосы. Но вместе эти черты не были воплощены в одном персонаже. Девушки могли быть смуглыми, сутулыми, с большим носом.
Наталья Ласунская из романа «Рудин»:
Была худа, смугла, держалась немного сутуловато. Но черты ее лица были красивы и правильны, хотя слишком велики для семнадцатилетней девушки. Особенно хорош был ее чистый и ровный лоб над тонкими, как бы надломленными посередине бровями.
Марина Синецкая из романа «Новь»:
В сравнении с теткой Марианна могла казаться почти «дурнушкой». Лицо она имела круглое, нос большой, орлиный, серые, тоже большие и очень светлые глаза, тонкие брови, тонкие губы. Она стригла свои русые густые волосы и смотрела букой. Но от всего ее существа веяло чем-то сильным и смелым, чем-то стремительным и страстным.
Елена Астахова из романа «Накануне»:
Росту она была высокого, лицо имела бледное и смуглое, большие серые глаза под круглыми бровями, окруженные крошечными веснушками, лоб и нос совершенно прямые, сжатый рот и довольно острый подбородок. Ее темно-русая коса спускалась низко на тонкую шею. Руки у ней были узкие, розовые, с длинными пальцами, ноги тоже узкие; она ходила быстро, почти стремительно, немного наклоняясь вперед.
В произведениях Михаила Лермонтова женский образ имел некоторые мифические черты. Например, в главе «Тамань» Печорин воспринимает героиню как русалку, и называет ее «Ундиной». У нее правильный нос, «белая фигура», «длинные русые волосы». В то же время сам автор отмечает, что красавицей ее нельзя было назвать. Печорина во многом привлекает «ее порода», и описания черт лица во многом рисуют психологический портрет: «выразительные глаза и непослушный взгляд». Тем не менее, даже в воинственной контрабандистке прослеживаются типичные черты русской красавицы.
Тамара из «Демона», которая становится возлюбленной главного героя, имела «шелковые кудри», «черные брови». Сам автор подчеркивает ее красоту: «С тех пор как мир лишился рая, // Клянусь, красавица такая // Под солнцем юга не цвела».
Тамара / «Демон»
Писатель Дмитрий Быков предполагает, что Тамара была автопортретом Михаила Лермонтова: «То есть автопортрет в женском образе — это такой способ, во-первых, отвести от себя все подозрения, а во-вторых, запечатлеть свою бесконечно красивую душу. Не все к этому прибегают. Но если человек к этому прибегает, то это получается, как правило, замечательно точно».
Внешность женщин в русской литературе во многом была связана с их чертами характера. Тем не менее, если в сказках красота проявлялась в длинных косах, белой коже и румянце, то русские классики, рисуя психологические портреты, не следовали этим критериям и могли исказить привычные представления.