Нудизм как норма жизни: почему немцы не стесняются раздеваться на публике
Известно, что немцы — одна из самых не закомплексованных наций. Истории о совместных банях для мужчин и женщин, нудистских пляжах и вечеринках в стиле «ню» в Германии давно уже никого не удивляют. Но почему серьезные и педантичные немцы так просто относятся к своей наготе? Об этом журналисты BBC спросили американскую журналистку Кристин Арнесон, долгое время жившую в Германии и изучавшую этот интересный вопрос. (Осторожно! Обнаженная натура).
Многие немцы, особенно жители больших городов, обожают натуризм и считают, что он помогает им стать ближе к природе. Почти в каждом немецком парке вы можете с удивлением обнаружить людей, которые загорают в обнаженном виде или даже играют в таком виде в теннис или футбол.
Кристин прожила четыре года в Берлине и, по ее словам, смогла проникнуться немецким отношением к обнаженному телу и понять их тягу к отдыху в чем мать родила. Для Америки, где журналистка провела большую часть своей жизни, нагота носит сексуальный характер. Но в Германии все иначе — там можно раздеться в обычной жизненной ситуации и никто не воспримет это как сексуальное действие.
Первое время американку удивляли некоторые моменты, связанные с обнажением, но потом она постепенно привыкла и к саунам, где принято полностью раздеваться и к бассейнам, где все по умолчанию плещутся нагишом. Уже спустя год Арнесон стала гораздо проще относится к обнажению и даже удивила массажиста, раздевшись при нем без малейших колебаний. Тот признался Кристин, что ему почти всегда приходится уговаривать американцев полностью избавиться от одежды для сеанса массажа.
Но это все мелочи, считает журналистка и настоящим «крещением» можно считать момент, когда впервые сталкиваешься с массовым обнажением в общественном месте. Для Кристин Арнесон «момент инстины» наступил во время пробежки в парке Хазенхайде, что в берлинском районе Нойкельн. Там женщина увидела целое скопление обнаженных тел, загорающих на траве под ласковым летним солнцем.
Позднее немецкие друзья рассказали Кристин, что это вполне нормальное явление для Берлина и это вовсе не признак гедонизма немцев, а всего лишь проявление Freikörperkultur (FKK), немецкого движения, название которого можно перевести как «культура обнаженной натуры».
Сторонники этого движения относятся к наготе как к некоей философии. Они считают, что натуризм возвращает человека к его истокам, к природе. FKK — это не только обнажение, но также и следование здоровому образу жизни и, не в последнюю очередь, правильное и здоровое питание.
Самое странное, что FKK зародилось… в ГДР! Да, именно в социалистической республике, где, казалось бы, таким явлениям как нудизм и натуризм совсем не место. Но чтобы понять, как немцам разрешила раздеваться их коммунистическая партия, нужно погрузиться в историю вопроса, ведь немецкое отношение к наготе сформировалось задолго до образования ГДР, еще в 19 веке.
Доцент современной истории Свободного университета Берлина Арнд Бауэркемпер рассказывает:
«У нудизма в Германии давние традиции. В конце 19 — начале 20 в. вошла в моду философия Lebensreform („реформа жизни“), породившая социальное движение, пропагандировавшее возврат к природе, употребление в пищу натуральных продуктов, альтернативную медицину, вегетарианство, сыроедение и сексуальное освобождение. Нудизм был частью этого более широкого движения, противостоящего индустриальному обществу, сложившемуся в конце 19 века».
В начале 20 столетия по всей Германии начали появляться пляжи FKK, которые пользовались определенным спросом. Но настоящий ажиотаж вокруг натуризма поднялся в период существования Веймарской республики (1918−1929 гг.). Количество граждан, желающих принимать солнечные ванны в чем мать родила, возросло в несколько раз и пляжи стали открывать даже в глубокой провинции.
Бауэркепмпер считает, что популярность натуризма связана с ощущением новой свободы. Немцы получили ее после ухода авторитарного общества и как результат отказа от удушающих консервативных ценностей имперской Германии, душивших нацию многие века. В 1926 году Альфред Кох основал Берлинскую школу нудизма, пропагандирующую единение с природой и здоровый образ жизни.
Нацисты, придя к власти, сразу же запретили движение FKK, объявив его аморальным. Но к 1942 году к обнажению стали относиться мягче и кое-какие мероприятия сторонникам натуризма все же удавалось проводить. После окончания Второй мировой войны для движения натуристов наступил настоящий ренессанс, причем, как ни странно, гораздо активнее натуристы действовали в Восточной Германии. Обнажение уже не считалось буржуазным явлением и стало для многих некоей отдушиной в жизни.
В ГДР, где жители находились под строгим контролем спецслужб, были ограничены в зарубежных поездках и постоянно испытывали дефицит самых элементарных потребительских товаров, движение FKK стало глотком свежего воздуха и власть это понимала, оставив этот «предохранительный клапан» для сброса напряжения в обществе.
Ханно Хохмут, историк из центра исследований современной истории в Потсдаме, родился и вырос в Восточной Германии. Он вспоминает, как в детстве ходил с родителями на нудисткие пляжи это в то время было своеобразным эскапизмом, доступным каждому жителю ГДР. Сначала раздевались с опаской, но потом это стало нормой.
«Восточным немцам всегда приходилось подчиняться требованиям Коммунистической партии — ходить на партийные собрания, бесплатно трудиться на субботниках. И поначалу бунтарям приходилось загорать в обнаженном виде с оглядкой на полицию — не приближается ли патруль?»
Но все изменилось с приходом к власти Эриха Хонеккера в 1971 году. Если до этого на нудистов просто смотрели сквозь пальцы и все действия по отношению к ним осуществлялись по усмотрению полиции, то при новом генсеке FKK разрешили и натуристов больше нельзя было задерживать как мелких хулиганов.
Разрешив обнажаться, власти ГДР были уверены, что получают в руки хороший козырь, реабилитируясь перед мировым сообществом. Они как бы говорили: «Посмотрите, мы свободное социалистическое общество счастливых людей, которые могут обнажаться, если им это нравится». В стране начали открываться новые пляжи, спрос на которые был впечатляющим.
Интересно, что движение FKK начало приходить в упадок сразу же после падения Берлинской стены и объединения Восточной и Западной Германии. Тоталитарный строй пал и что-то доказывать миру уже не было смысла, поэтому поддержка натуристов на уровне государства прекратилась.
Чтобы убедиться, что интерес к натуризму снизился, стоит лишь обратиться к сухой статистике. Если в 70-х и 80-х годах пляжами и кемпингами для нудистов пользовались сотни тысяч восточных немцев, то в 2019 году Немецкая ассоциация культуры свободного тела насчитывала всего 30 тыс. участников, большинство из которых давно переступили 50-летний рубеж.
Несмотря на это, FKK стало неотъемлемой частью немецкой культуры и для того, что раздеться в парке и загорать больше не нужно причислять себя к какому-либо движению — это вполне естественно для любого свободного гражданина страны. Кристин Арнесон рассказывает, что зоны для сторонников натуризма очень легко найти в любом городе Германии и эти места, как правило, неразрывно связаны со спортом и оздоровлением.
Ну, а для тех, кто непременно хочет быть причастным к движению FKK и общаться с единомышленниками, в стране работают клубы и целые организации для любителей единения с природой. Наиболее известным считается берлинский спортивный клуб FSV имени Адольфа Коха, где предлагают нудистскую йогу, нудистские волейбол, бадминтон и даже настольный теннис.
Натуризм находит своих сторонников не только среди немцев, но и в британском обществе, невзирая на давние пуританские традиции.
Смотрите также — Колыбель европейского натуризма
Понравилось? Хотите быть в курсе обновлений? Подписывайтесь на наш Twitter, страницу в Facebook или канал в Telegram.