Первые бьюти-фабрики России: кто делал «Румяш» и придумал селебрити-маркетинг

Когда во Франции появился Guerlain, что было у нас? Изучили историю трех фабрик, которые создали бьюти-индустрию в России. Что интересно, их влияние чувствуется до сих пор.

Первые бьюти-фабрики России: кто делал «Румяш» и придумал селебрити-маркетинг
© Flacon

Первая косметическая фабрика появилась в России в 1843 году — через 15 лет после того, как во Франции начал работать парфюмерный дом Guerlain, с которого во многом скопирована концепция. На ней производили дорогие одеколоны, духи, мыло, пудру, помаду — с замахом как во Франции. Основателем первого промышленного бьюти-производства стал француз с российским гражданством Альфонс Ралле. Предприятие получилось небольшим — одна паровая машина и 40 рабочих. Сырье Ралле закупал за границей, а для разработки духов пригласил зарубежных парфюмеров.

До открытия фабрики Ралле в Москве и Петербурге с бьюти-товарами для аристократии была напряженка. Кремы, мази и лосьоны для лица изготавливали маленькими партиями или в единичном экземпляре на заказ в помадных лавках и лабораториях при аптеках. Но все хотели, конечно, французское — косметику привозили, как сейчас пармезан, в чемоданах из поездок. Или втридорога брали в лавках, которые держали французы, — такие находились, например, в Петербурге на Невском проспекте.

Представители более низких сословий позволить себе французские помады не могли. Но были варианты. В XVIII веке в России стали очень популярны переводы французских книг с домашними рецептами лосьонов и ароматных вод. Но все это было, конечно, не то.

Предприятие «А. Ралле и Ко» прославилось своими ароматами, среди которых были духи «Нильская лилия», «Источник любви» и «Букет Наполеона».

Реклама духов «Анютины Глазки» предприятия «А. Ралле и Ко», 1900-е

На фабрике Ралле, кстати, старшим парфюмером работал Эрнест Бо — позднее он создал Chanel № 5 по заказу Коко Шанель.

К началу XX века бьюти-бизнес Ралле серьезно масштабировался: в Москве построили новую большую фабрику, а на юге России высадили собственные плантации растений, чтобы меньше зависеть от иностранного сырья. Также компания Ралле была назначена поставщиком двора его императорского величества.

Конец монополии

Монополистом на российском бьюти-рынке фабрика «А. Ралле и Ко» была недолго. 15 мая 1864 года парфюмер Анри Брокар наладил производство косметики в здании бывшей конюшни. Трудились втроем: сам Брокар, его ученик Алексей Бурдаков и рабочий Герасим.

Рекламный плакат косметики «Брокар и Ко», 1900-е

Первым продуктом предприятия под вывеской «Брокар» стало мыло — ежедневно троица производила от 60 до 120 кусков. Анри лично развозил бруски по московским лавкам. Ценовую политику выбрал агрессивную — то есть демпинговал.

Портрет императрицы Марии Александровны, Франц Ксавер Винтерхальтер, 1857 год

Если у конкурентов стоимость стартовала с десяти копеек за кусок, то Брокар предлагал купить «Детское» и «Народное» мыло за одну копейку.

Мыло принесло Анри прибыль и позволило заняться любимым делом — парфюмерией. В 1871 году он создал «Торговый дом Брокар и Ко» и открыл новую фабрику, на которой производили духи, а также крем для лица «Снежинка», пудру «Лебяжий пух» и помаду «Румяш». Косметика Брокара стоила недорого и была доступна широким слоям населения. Но продукты категории люкс у него тоже были. В 1873 году Анри познакомился с великой княжной Марией Александровной — дочерью императора Александра II, — которая так восхитилась его талантом, что наградила званием поставщика двора ее императорского высочества.

В 1900 году Анри умер, а управление семейным бизнесом взяли на себя жена Шарлотта с сыновьями. К делу они подошли обстоятельно и уже к 1913 году добились звания поставщиков двора самого императора Николая II. В тот год праздновали столетие дома Романовых, по случаю которого «Брокар и Ко» выпустили духи «Любимый букет императрицы». Аромат пользовался успехом в России и взял несколько первых призов на европейских выставках.

Коллекция парфюмерии «Любимый букет императрицы» предприятия «Брокар и Ко», приблизительно 1913 годФото: Fine Art Images/Heritage Images/Getty Images

Первая лечебная косметика в России

Пока Ралле и Брокар все больше думали о прекрасном, провизор и парфюмер Александр Остроумов к косметике подходил по-научному. Он — родоначальник российской лечебной косметики — в 1885 году самостоятельно разработал и выпустил мыло от перхоти. Средство хорошо продавалось, что позволило Александру открыть собственную фабрику и расширить ассортимент.

Так российские граждане получили отбеливающий крем для кожи «Метаморфоза» и средство от облысения «Радий» — с радием в составе. Остроумов даже написал в 1907 году книгу, посвященную радию в косметике, и уверял, что элемент положительно влияет на кожу, запускает микроциркуляцию крови и процессы питания... О смертельной токсичности радия стало известно чуть позже.

Предприятие Остроумова также получило высокий статус поставщика императорского двора, но монархов он завоевал не только лечебной косметикой. Его фабрика также производила декоративную косметику и духи — в какой-то момент ассортимент насчитывал 65 ароматических композиций.

Ароматы Остроумов активно дарил актрисам Большого и Императорского театров. Дивы были щедры на положительные отзывы, которые создатель публиковал в корпоративном журнале «Наши артистки». Вот он, основатель селебрити-маркетинга!

Среди мыловаров выделялся Алексей Жуков. Он начал свое предприятие с обычной лавки в Петербурге, где торговал парафиновыми свечами. Продажи шли так хорошо, что в 1865 году Жуков смог открыть небольшую мыловаренную фабрику.Фото: Photo by Buyenlarge/Getty Images

Все фабрики на мыло в СССР

«Цветы живут одно мгновение, а ваши духи и одеколон „Флоранж“ — вечно», — восхищалась актриса Анна Казмичева ароматами Александра Остроумова. С вечностью она не угадала: в 1917 году после Октябрьской революции производство Остроумова было национализировано. Остроумов сложил полномочия директора и уехал с семьей в Ялту. И тем самым спас себе жизнь. Как говорит праправнук Остроумова Александр Бабаев, звание поставщика двора его императорского величество могло стать его пропуском в подвалы Лубянки.

Национализация также постигла предприятия Ралле и Брокара. Фабрики, чьи ароматы славились в Европе, а косметикой пользовались монархи, несколько лет подряд выпускали только мыло.

«Чистота — лучшая красота», — скандировала советская пропаганда и высмеивала образ женщины в макияже. На самом деле это был способ сменить повестку: денег на покупку помады и пудры у населения просто не было.

Так сложился хрестоматийный образ коммунистки 1920-х — без макияжа, с аккуратной прической и патриотичным огнем в глазах.

Рекламная наклейка парфюмерного товарищества «Брокар и Ко», 1870-е. Что интересно, сегодня в России есть парфюмерия под брендом Brocard. Ни к Анри Брокару, ни к «Новой Заре» марка отношения не имеет, она была основана в Германии в 1990-е.

В 1920-е производство Ралле получило название «Свобода», а фабрика Брокара — «Новая Заря». Они до сих пор работают в Москве и выпускают косметику. «Свобода» следует тенденции на натуральную косметику и запустила линейку Svoboda Natural, а у «Новой Зари» можно купить тот самый аромат «Любимый букет императрицы». Только называется он — сюрприз! — «Красная Москва».

]]>