Как правильно фотографировать цветы с близкого расстояния
Между жанрами обычной и ландшафтной
много общего, именно поэтому приемы портретной фотографии актуальны и при увековечивании цветов, плодов и даже кустарников и деревьев.
Итак, на чем же следует сконцентрировать внимание при съемке «садового портрета»?
1. Объект съемки
В любой съемке главное —
выбор объекта, определение сюжетного центра композиции и грамотное его размещение
. Что основное, что второстепенное, а что мешающее и требует удаления из кадра — все это необходимо решить перед тем, как сделать снимок. Когда мы снимаем портрет цветка в
, то выбираем самый красивый из куртины и
готовим «главного героя»
к съемке: если нужно, поправляем лепестки, обрываем засохшие листочки, отгибаем в сторону ненужных соседей. В противном случае на фотографии будет случайно выбранный фрагмент цветника с хаотично расположенными цветками, сухими или увядшими листьями, кусочками грунта и другой ненужной, отвлекающей взгляд чепухой.
2. Резкость
Резкость сюжетного центра
— существенный критерий хорошей фотографии, а для портретного снимка это особенно важно. Снимаем ли мы цветок
или побег
с набухшей верхушечной почкой: все они должны быть в фокусе, с четко различимыми деталями. А вот задний план желательно размыть, так, чтобы на его фоне наш объект выделялся как можно более отчетливо.
Степень размытости фона
, как известно, регулируется с помощью выбора размеров диафрагмы, фокусного расстояния объектива и степени удаленности камеры от объекта. Зная эти правила управления глубиной резкости изображаемого пространства (ГРИП), о которых мы говорили
, можно сильно растушевать задний план, что делает фото очень эффектным.
Совет
: для портретного снимка старайтесь выбирать более-менее однородный фон, без очень ярких и темных фрагментов. Используйте правила цветового круга и обязательно учитывайте сочетание главного объекта и фона с точки зрения колористики. Наилучшие результаты получаются, когда цвета являются дополнительными (находятся на цветовом круге напротив друг друга) или нюансными, неплохо подходит и ахроматический фон.
3. Освещение
Один из важнейших моментов съемки — грамотное использование существующих условий освещения. Мы знаем, что
свет может быть очень разным
: дневным или утренним, резким солнечным или рассеянным, прошедшим через экран облаков. Наиболее благоприятны для портретов мягкий утренний или вечерний, а также свет при небольшой облачности. Жесткий полуденный свет создает контрастное освещение с черными тенями и отсутствием деталей, так что нередко матрица цифровой камеры не может передать всего диапазона светов и теней на одном снимке. Красивые портретные снимки растений с пастельными тонами получаются во время тумана или дымки, скрадывающих задний план.
Немалую роль играет и направление света
: косые, боковые лучи низкого солнца хорошо подчеркивают объем основного объекта. Чрезвычайно эффектным может оказаться
контражурное освещение
встречным или встречно-диагональным светом, при котором листья или лепестки венчика цветков ярко светятся на солнце.
Фотографируя небольшие объекты, например, кустарнички или отдельные цветы, можно формировать красивую свето-теневую картину снимка, используя для заполнения теней отражатели или большой кусок ватмана.
Подробнее об освещении читайте в материале
Да будет свет: учимся выбирать освещение при фотосъемке
.
4. Ракурс
Много вопросов возникает по поводу
. Как лучше снимать — прямо или под углом к горизонту, сверху или снизу? Здесь нет готовых решений.
Понятие ракурса в фотографии
несколько размыто. Под ракурсом понимают как точку съемки, так и угол, под которым ведется съемка, и направление съемки. Наиболее часто приходится встречаться с нормальной точкой съемки, когда камера и объект находятся на одном уровне и последний выглядит привычно. При верхней точке съемке (сверху вниз) мы зрительно уменьшаем размеры предмета.
Портретная съемка небольших садовых и природных объектов — мелких кустарников, цветов, грибов с высоты человеческого роста — как правило, дает неважный результат. Слишком много свободного пространства остается в кадре, что не очень хорошо для съемки портрета. Фон оказывается слишком близок к объекту, его трудно отделить.
Высокая точка съемки больше подходит для съемки пейзажей. А вот нижняя точка съемки позволяет получить весьма любопытные результаты.
Направление съемки по отношению к объекту может быть центральным, боковым или диагональным. Выбор ракурса
в каждом случае индивидуален
, но считается, что центральное (фронтальное) направление слишком статичное и обычно менее интересное, тогда как диагональная композиция более динамична.
5. Фокусное расстояние
Несколько слов о выборе
фокусного расстояния объектива
. Традиционно портреты принято снимать, используя
объективы с диапазоном примерно 70-135 мм
. При таких параметрах лицо человека получается наиболее привлекательным, с минимумом геометрических искажений. Для портретов растений этот показатель не столь критичен, интересные снимки можно сделать и широкоугольной оптикой и телеобъективами.
Не страшно, если облик растения на снимке несколько изменится — иногда оптические искажения сделают снимок оригинальным и неповторимым. Для портретной съемки
более характерен вертикальный формат
, его так и называют — портретным. Впрочем, это не догма, многое зависит от формы растения и от того, что хочет своим снимком сказать фотограф. Например, портрет лугового цветка в естественной среде обитания вполне может быть снят в горизонтальном формате и даже в панорамном, если его солирующая роль на снимке сохраняется.
Часто начинающие фотографы плотно кадрируют основной объект, обрезают края лепестков у той же розы, что создает ощущение ее «несвободы». А иногда, наоборот, оставляют вокруг слишком много пустого, неинформативного пространства, и объект как бы повисает в пустоте. Границы кадра должны
включать самые важные детали объекта
, но по периметру снимка нельзя оставлять отвлекающие второстепенные детали.
Выстраивая кадр, определяя его заполненность, а также используя правила композиции, вы сможете добиться гармоничного, сбалансированного расположения портретируемого объекта на снимке.
Текст и фото: А. Лысиков
Любите фотографировать свой сад? Тогда вам наверняка пригодятся советы и лайфхаки из этой подборки:
Сад в формате МАКРО: учимся снимать растения крупным планом
Волшебные фокусы: что такое фокусное расстояние объектива«Портретные» хитрости: как настроить глубину резкостиНаведите на резкость! Учимся делать четкие снимкиСекреты волшебного ракурса: выбираем точку съемки Снимаем садовый пейзаж: секреты удачных фотографийГлавное — приоритет! Как «приручить» экспозицию, выдержку и диафрагму Как построить кадр, или Основы композиции в фотографии