Вызов и новые возможности
<p><strong>Генеральный директор "Комфортела" Дмитрий Петров рассказал корреспонденту ComNews Якову Шпунту об итогах 2022 года, основных тенденциях и о том, как будет развиваться ситуация в ближайшем будущем.</strong></p> <blockquote class="quote3"> <p><strong>Как "Комфортел" закончил год? Он был успешным или провальным?</strong></p> </blockquote> <p>Мы не увидели снижения клиентской активности. Часть экономики, которую мы обслуживаем, не настолько пострадала, чтобы мы это ощутили на себе. В статье расходов наших клиентов связь составляет 0,3-3% - это не та статья, на которой будут экономить в первую очередь.</p> <p>В итоге мы отмечаем рост абонентских платежей у бизнес-пользователей на 40%, абонентских платежей у частных пользователей - на 45%. Общая выручка увеличилась на 40%, а число клиентов - на 13%.</p> <p>Общая сеть "Комфортела" выросла на 137 км - на 15%. Также в Москве открылся второй отдел продаж.</p> <blockquote class="quote3"> <p><strong>Многие компании столкнулись с проблемой оттока кадров. Для вас она актуальна?</strong></p> </blockquote> <p>Кризис - время возможностей не только для компании, но и для сотрудников. Несмотря на явную тенденцию на релокацию специалистов, в нашей нише с кадрами все прекрасно. Дефицит, который был, компенсировался кадрами из других отраслей. В 2022 году в этом плане мы выиграли, нам стало проще закрывать вакансии, даже в R&D-отделе. Из-за релокации более опытных специалистов недавних выпускников без опыта работы ("джуны" на сленге) берут уже не так охотно, так как некому ими заниматься. Мы же с радостью принимаем их в команду и растим внутри компании.</p> <p>Год к году штат компании вырос на 16%.</p> <blockquote class="quote3"> <p><strong>Импортозамещение. Это лозунг или реальность?</strong></p> </blockquote> <p>Импортозамещение превратилось из формальности с шильдиками в настоящую тенденцию, пусть и вынужденную. А вот делать ставку на параллельный импорт не стоит. Это болеутоляющее в моменте, но жить на нем не надо. Он существует потому, что либо нет своего, либо нет аналога. Это средство временного решения задач, но рассчитывать на него стратегически - это абсурд. Развивать параллельный импорт - все равно что сидеть на нефтяной игле.</p> <blockquote class="quote3"> <p><strong>Каковы итоги 2022 года в процессе цифровой трансформации?</strong></p> </blockquote> <p>Цифровизация, получившая толчок еще при пандемии, становится частью реальности. Главным итогом 2022 года я бы назвал то, что искусственный интеллект превратился из дорогой игрушки и пустых рассуждений в рабочий инструмент.</p> <blockquote class="quote3"> <p><strong>Какое основное препятствие для цифровой трансформации?</strong></p> </blockquote> <p>В отдельно взятой компании цифровизация может пройти быстро и бодро, но на уровне государства, а также в крупном бизнесе, особенно с государственным участием, сначала все должны пару лет походить-поговорить, прежде чем что-то начнет меняться. На примере электронного документооборота мы видим, как все больше наших клиентов отказываются от бумаги. ФНС рассчитывает, что до конца 2024 года 95% счетов-фактур и 70% накладных будут выставляться в электронном виде.</p> <blockquote class="quote3"> <p><strong>Сказался ли на компании экономический кризис и последствия санкций?</strong></p> </blockquote> <p>У России мощная экономика. В марте казалось, что у нас везде все плохо. Прошло время, и выяснилось, что, да, хуже стало и будет хуже, но в целом поезд сразу не остановить. Год показал, что наше государство - это не лодка, которую раскачивает из стороны в сторону, а здоровенный танкер - тоже качает, но его не затормозить.</p> <p>Впрочем, кризис 2008 года ударил по телекому только через год. В 2023-2024 годах мы увидим совершенно другую тенденцию. Экономика все-таки скукоживается, просто не так быстро, как казалось на панике.</p> <blockquote class="quote3"> <p><strong>Что вы ждете от 2023 года?</strong></p> </blockquote> <p>В 2023 году "Комфортелу" исполнится 15 лет. В этом году мы вышли из амплуа стартапа-переростка. Произошедшие события показали, что мы построили надежный, стабильный бизнес, потому что даже в такой удивительный год мы сохранили полностью боеспособную рабочую команду. Кризис - это также возможность для руководства проверить сотрудников на трезвость и зрелость взглядов. Мы не потеряли свой коллектив и развиваем его дальше.</p> <p>Мы уже не стартап, но его дух в нас остался, и мы его бережем. Он выражается в том, что у нас многое не зарегламентировано, но при этом оно развивается и работает. Нас можно назвать вертикально дезинтегрированной компанией, и подобная адаптивная среда помогает, тем более в такой непростой год - изменения внешней среды не привели к коллапсу системы. Горизонт возможностей для нас только расширился.</p>