Андрей Максимов - о главных итогах театрального сезона

Ну, вот. Тут, значит, дошел до своей середины май, скоро - лето. Можно так потихонечку подводить итоги этого сложного и, я бы сказал, противоречивого театрального сезона. И главное, смотреть вперед - куда ведут нас театральные дороги.

Андрей Максимов - о главных итогах театрального сезона
© Российская Газета

И вот, что интересно. Мне. На объективность не претендую - в театре вообще на объективность трудно претендовать. Интересно, почему мои личные театральные итоги крайне редко (почти никогда) совпадают со взглядом неведомого, но очень мощного существа по имени "театральная общественность".

Что я имею в виду? Ну, например. Мне интересно следить за тем, что происходит с театром Гоголя после того, как туда пришел Антон Яковлев. Там происходит жизнь. Скажем, одна из самых ожидаемых (для меня) премьер будущего сезона - спектакль Яковлева по мотивам пьесы Григория Горина "Тот самый Мюнхгаузен" с Максимом Авериным в заглавной роли. А то, что для первого спектакля на большой сцене Яковлев выбрал "Грозу" Островского, мне лично не очень интересно - я уже видел немыслимое количество экспериментов над этой пьесой, но подозреваю, что зритель на этот спектакль найдется.

Мои личные театральные итоги крайне редко совпадают со взглядом неведомого, но очень мощного существа по имени "театральная общественность"

Зритель вообще пошел в театр Гоголя. Наверное, это не те люди, что ходили в "Гоголь-центр". Однако театральная общественность этот театр жалует не очень.

Как и "Модерн", в котором Юрий Грымов создает театр с совершенно уникальным репертуаром. Я не слышал ни одного не то что ругательного, а не восторженного отклика на его интерпретацию "Войны и мира". Режиссер ставит серию спектаклей по Мережковскому, что, казалось бы, должно вызвать огромный интерес критиков. Нет. Проходят стороной коллектив, живущий явно насыщенной жизнью.

Как и совсем другой, замечательный МХТ имени Чехова. Константин Хабенский делает невероятное: он не только декларирует интересную программу, но следует ей. Театральная общественность присматривается, как бы проверяя, получится у Хабенского или нет. Мне интересно. Хочется верить, что получится.

В чем абсолютно едины все, так это в том, что явилось главным событием уходящего сезона. Безусловно, открытие филиала Театра имени Вахтангова, культурного центра Евгения Вахтангова на его родине, в городе Владикавказе. Тут и сам факт того, что театр дарит региону культурный центр, в котором есть музей великого человека, театральная площадка и просто место для культурного досуга. Тут и чудесный концерт, в котором нашлось место и необходимому пафосу, и душевности, и огромному количеству интересной информации. Но главное, на мой взгляд, в том, что Театр имени Вахтангова доказал, как много полезного может сделать театр. Вообще, расселять старый дом, потом реставрировать, потом создавать в нем новое культурное пространство, да еще открывать все это огромным концертом, казалось бы, - не дело театра. Однако вахтанговцы во главе с Кириллом Кроком доказали: дело театра. Если есть цель, желания и умение.

С уходом гения "Ленком Марка Захарова" стал выпускать много спектаклей, которые, увы, не всегда соответствуют марке этого великого театра. Но в уходящем сезоне случилось событие - "Бег" Булгакова в постановке Александра Лазарева. Это первая самостоятельная работа режиссера, и почему она оказалась сразу такой мастерской и мощной - загадка. Однако факт остается фактом. Очень хочется знать, что Лазарев поставит дальше, просто по-зрительски интересно.

Критики не очень жалуют Малый театр, считая его излишне традиционным, то есть скучным. Не соглашусь. Во всяком случае, премьера Алексея Дубровского "Собачье сердце" не случайно собирает аншлаги. Спектакль - ни разу не повтор знаменитого фильма Бортко, даже сравнивать не стоит. Это своя, очень человечная, я бы сказал, история с мощными актерскими работами. Поэт сказал: "Талант - единственная новость, которая всегда нова", думаю, что талант - это и единственная традиция, которая всегда притягательна. В этом смысле Малый театр, без сомнения, - театр традиции.

Главный итог сезона (тут мы с общественностью согласимся): в наше время театр нужен. Залы полны

И все же... Почему про некоторые театры говорят, а про некоторые нет? Тому могут быть причины глубокие, даже глубинные, а может быть - совсем простые. Например, в театре не умеют работать с интернетом. Скажем, Театру имени Моссовета объявлена едва ли не интернет-война. Все, что делает театр, тут же подвергается жуткой критике - даже показ моссоветовского спектакля по телевидению. Театр то ли не умеет, то ли просто считает бессмысленным отвечать. А между тем, Евгений Марчелли поставил очень интересную версию "Бесприданницы" Островского - спектакль, опять же, совершенно не похожий на знаменитый фильм Рязанова. А сейчас неожиданно репетирует "Бременские музыканты" - премьера в этом сезоне еще должна быть. Худруки редко ставят спектакли для семейного просмотра - посмотрим, что получится. Ничего совсем не говорят про то, что стало происходить в театре "Школа современной пьесы" с приходом туда Дмитрия Астрахана. Уже мало кто помнит, но в свое время он очень интересно руководил Санкт-Петербургским театром комедии, откуда был несправедливо уволен. Получится ли у него в ШСП? Пока ничего не понятно. Остается только верить и надеяться.

Главный итог сезона (тут мы с общественностью тоже согласимся): в наше время театр нужен. Залы полны. Хотелось бы, чтобы театр больше радовал невероятными, непохожими, мощными спектаклями.

Этого всегда хочется. Но почему-то кажется, что сейчас хочется особенно.