Запахи детства: искусствовед из Челябинска собрала коллекцию из тысячи раритетных духов СССР

Уже много лет историк и искусствовед из Челябинска Галия Малоушкина собирает коллекцию редких парфюмов времен СССР. Мы не соврем, если скажем, что это, пожалуй, единственная коллекция такого рода. Каждый флакон – живой. Его можно понюхать, ведь советский парфюм крепкий, надежный, выдержанный, как автомат Калашникова, но в то же время нежный и чувственный. «Хорошие новости» встретились с коллекционером и выяснили, в чем заключался феномен советской парфюмерной индустрии, и почему многие ароматы того времени остаются легендами и по сей день. Запахи будят память: они за секунду способны перенести в прошлое, оживить воспоминания, образы дорогих людей, которые были рядом когда-то. С ароматов, связанных с событиями частной жизни, начиналась коллекция Галии Малоушкиной. Она — главный хранитель Центра историко-культурного наследия Челябинска, госэксперт по культурным ценностям Росохранкультуры. Первым экспонатом Галии была даже не знаменитая «Красная Москва», имеющаяся у каждого уважающего себя коллекционера парфюма, а духи «Золото скифов». А самым раритетным эксперт считает аромат «Поцелуй меня», его выпускали в самом начале XX века.Галия признаются, что изначально ее больше интересовали даже не сами запахи, а парфюмерная упаковка, выполненная советскими художниками и дизайнерами. — До сих пор нахожусь под впечатлением от советского дизайна. Если говорить о мировой художественной культуре, вклад дизайнеров СССР в нее неоценим безо всякого преувеличения, в том числе дизайнеров парфюмерных. – рассказывает коллекционер. – Но упаковка – платье парфюма. Невольно начинаешь уточнять, совпадает ли аромат с художественным решением, архитектоникой коробки. Так начала формироваться целенаправленная коллекция. Позже коллекционирование стало механизмом релаксации, даже вытаскивало из психологических кризисов. Потом пришло понимание: коллекцию нужно показывать людям. Искусствовед проводит выставки и лекции-дегустации, где рассказывает, как легенды винтажной парфюмерии связаны с литературой, архитектурой, живописью. На встрече можно «послушать» созданный к юбилею революции «Красный мак», легендарную «Красную Москву» или не менее известное парфюмерное творение 90-х – «Кузнецкий мост». Галию поддержали знакомые – на дни рождения и праздники дарили экспонаты в коллекцию. Со временем она разрослась настолько, что хранить ее стало удобнее в погребе на даче. Звучит странно, но этому есть рациональное объяснение. Во-первых, обширная коллекция не занимает место в квартире. А во-вторых, дачный подвал имеет идеальный микроклимат для парфюмов: прохладный, без перепада температур и влажности. Оказывается, парфюм не любит влажности, поэтому держать его в ванной, как привыкли многие, не рекомендуется. В коллекции Малоушкиной – более тысячи наименований духов, одеколонов, флаконов, упаковок, открыток и альбомов, рекламирующих винтажную парфюмерию. Есть даже наборы для туалетных столиков: так называемые «парфюмерные витрины». – В эпоху позднего рококо появились туалетные столики, для которых стали создавать вещи, призванные оттенить красоту владелицы. – поясняет Галия. – СССР не был исключением. Фарфоровые и стекольные фабрики выпускали изящные подставки для флаконов. Были наборы для туалетных столиков: пульверизаторы, пудреница, зеркало. Повернись история иначе, советской парфюмерии могло не быть. Все-таки при определенных подходах ее можно считать чем-то мещанским и мелкобуржуазным. К счастью, в СССР решили, что строители коммунизма должны благоухать «Ландышем серебристым», «Шипром» и «Красной Москвой». В 1930-е отрасль курировала жена председателя Совета народных комиссаров СССР Вячеслава Молотова – известная столичная модница Полина Жемчужина. В стране функционировала странная институция – трест «ЖирКость», в состав которого входили фабрики по производству парфюмов и сырья для мыла. Потом парфюмерия вошла в наркомат пищевой промышленности. Кстати, ходит легенда, что Жемчужина лично приняла участие в создании «Красной Москвы», которую разливали в узнаваемые флаконы в виде кремлевской башни. И уж точно благодаря ей в СССР появился научно-исследовательский институт синтетических и натуральных душистых веществ. — Учили парфюмеров жестко. После окончания образования была обязательная практика, начинали «с низов». – объясняет Галия Малоушкина. – Работали в лабораториях с пищевыми эфирами, разливом, просчетами пропорциональных соотношений. Отсев шел колоссальный. Производство вредное, а главный «инструмент» парфюмера, нос, умеющий различать десятки оттенков, легко «посадить». До вершины доходили немногие. Но духи, сделанные на московской «Новой заре» [здесь и далее — парфюмерная фабрика прим.ред.], с парфюмами ленинградского «Северного сияния» вы не спутаете. В союзе трудились 15 крупных парфюмерных фабрик, каждая с собственным стилем, художественными решениями. В общей сложности насчитывалось 40 производств, имеющих отношение к парфюмерии. Это была индустрия со столь высоким качеством, что целые интернет-площадки до сих пор торгуют исключительно винтажным парфюмом СССР. Выпускалась даже среднеазиатская парфюмерия. К примеру, казанская фабрика производила духи «Шурале» — древесные, с нотками кожи. Красивый аромат, удивительный, мощный. Почти хтонический. В конце 1940-х на «Новой заре» задумали интересный проект к 800-летию Москвы: серию духов, оформленных в русском национальном стиле. Это были ставшие самым желанным для иностранцев сувениром знаменитые «Ларцы» — «Черный», «Голубой» и менее известный «Русский». Для «Черного ларца» разработали упаковку в стиле палехской миниатюры. Визуальный мотив отражен и в теплом аромате, в котором определенно есть что-то сказочное. На коробке набора «Голубой ларец» — фантазия на тему гжельской росписи, а внутри не только духи, но и пудра с кремом. Матовые рельефные флаконы набора изготавливались на гусевском хрустальном заводе. На международной выставке в Брюсселе в 1958 году «Голубой ларец» получил золотую медаль. Выходил в 1940-е и парфюмерный набор «Сказка» с иллюстрацией Ивана Билибина: духи, одеколон, пудра, крем. «Сказка» была редким образцом использования незабудки в парфюмерной композиции. Аромат пережил изменения вариантов оформления, пирамиды запаха и дожил до 1980-х. К 1960-м годам многопредметные пышные наборы перестали пользоваться популярностью, их сняли с производства. Оформление стало минималистичным. Появились духи «Русь» — один из первых и самых красивых «кожаных» ароматов с нотками меда и трав: бергамот, тимьян. Прототипом оформления флакона послужили купола русских церквей. Примерно тогда же вышел женский парфюм «Русская мозаика». В оформлении использован элемент мозаичного панно «Великая панагия», а в аромате чувствуются ноты ладана.Целую серию запахов разработали к Московской Олимпиаде 1980-го года. Группа парфюмеров «Северного сияния» выпустила духи «Русская шаль». При создании аромата учитывали особенности климата: наиболее красиво он раскрывается на морозе. А сувенирный одеколон «Миша» той же ленинградской фабрики расхватывали за один только матовый стеклянный флакон в виде улыбающегося символа Олимпиады. «Новая заря» к спортивному событию разработала набор «Русская красавица» в роскошных флаконах, напоминающих девушку в кокошнике. Парфюм пахнет тихим августовским садом, где варят варенье из яблок, сливы, смородины, а на столе стоят пряники и заваривается чай. Затихая, аромат теряет яркую фруктовость и уходит в медовые нотки.Советский человек пользовался парфюмерией «по случаю». Галия Малоушкина говорит, что именно поэтому и сохранились многие флаконы – наши бабушки и мамы бережно хранили их, гордо ставили в серванты или, наоборот, аккуратно убирали в платяные шкафы, чтобы запахом пропитались белье и одежда. Впрочем, надо отметить, что и сегодня российская парфюмерия создает много интересного. Конечно, уже нет такой мощной индустрии, как в СССР, но попадаются интересные варианты. — Отличные специалисты трудятся в нишевой (созданной по оригинальным формулам, которые не запускаются в массовое производство – прим. авт.) парфюмерии. – отмечает Малоушкина. — Интересно работают наследники «Новой зари», компания Brocard Group: создают «носибельные» конкурентные парфюмерные линейки. Чтобы производить парфюмерию массово как в СССР, нет ни технических, ни технологических условий. Система подготовки парфюмеров не «заточена» на массовое производство. Парфюмеры сейчас учатся, в основном, в Италии, Франции, Испании. Современные отечественные коллекции парфюмерии любопытны, но не столь широко и хорошо известны как их легендарные предшественники. Отметим, что осенью Галия Малоушкина будет курировать выставку художника Владимира Витлифа в Музее изобразительных искусств. Скорее всего, тогда же состоится и ее новая лекция. Уже известно, что искусствовед-коллекционер посвятит ее точкам соприкосновения советских парфюмов и вина.В публикации использованы фото из личного архива Галии Малоушкиной, Челябинского Государственного музея изобразительных искусств, открытых источников.

Запахи детства: искусствовед из Челябинска собрала коллекцию из тысячи раритетных духов СССР
© Хорошие новости