Почему рыбной отрасли России нужен продукт быстрого приготовления
Добыча водных биологических ресурсов (ВБР) российскими рыбаками покрывает потребности внутреннего рынка и обеспечивает экспортный потенциал. Да вот беда: потребление рыбной продукции в России в последние годы неуклонно снижается. Причина - не только в растущих ценах, но и в ошибочном маркетинге, снижающем круг потенциальных потребителей.
О том, как сделать рыбу и другие дары моря популярным и доступным продуктом для всех слоев населения, а значит, гарантировать стабильное развитие рыболовецкой и рыбоперерабатывающей отраслей, говорилось на VI Международном рыбопромышленном форуме в Санкт-Петербурге.
Сегодня Россия уверенно входит в пятерку стран-лидеров в сфере рыболовства. По отдельным видам рыбы, в частности по лососевым, выловлено почти в 2,5 раза больше, чем годом ранее, и лососевая путина продолжается. Хорошо идут дела и в производстве товарной аквакультуры - проще говоря, искусственном разведении рыбы и других водных организмов (ракообразных, моллюсков, водорослей). За последние десять лет показатели производства здесь удвоились.
В то же время потребление рыбы в России до сих пор находится на гораздо более низком уровне, чем в других странах, таких как США и Китай. По самым оптимистичным данным, оно не превышает 22 килограмма на душу населения в год, тогда как научно обоснованной нормой потребления считается показатель в 28 килограммов на человека в год. Это означает, что рыбу каждый человек должен есть в качестве основного блюда как минимум дважды в неделю.
Но пока до этого далеко, более того, в последние годы произошло резкое снижение доли еженедельно употребляющих рыбу среди молодежи - с 55 процентов в 2018 году до 21 процента в 2023 году. Это очень тревожный для отрасли симптом, поскольку именно вкусовые предпочтения молодых людей становятся драйверами роста спроса и предложения на ближайшее будущее. Так было с энергетическими напитками, сосисками, суши-роллами и рядом других товарных позиций. В связи с этим, как говорят в руководстве курирующего рыбную отрасль Минсельхоза, необходимы комплексные меры по стимулированию потребления рыбной продукции жителями России.
Но расширение покупательской способности в отношении рыбы - только один из способов решения проблемы. Не менее важным является своевременное реагирование на изменения потребительского поведения. Как считает глава одного из регионов-лидеров по добыче рыбы, губернатор Камчатского края Владимир Солодов, чтобы сделать рыбную продукцию модной и популярной, она должна быть широко представлена в заведениях общественного питания, прежде всего в ресторанах массового сегмента. Впервые попробовав новые рыбные блюда в общепите, многие потребители обязательно захотят иметь их и у себя на кухне - либо заказав в сервисах доставки, либо приготовив самостоятельно. В этом направлении актуальным для всех регионов является пример Москвы, где более трехсот ресторанов и тысячи сетевых магазинов участвуют в рыбных неделях. Результат налицо - на одного москвича в год приходится до 26 килограммов рыбы в год.
По данным Аналитического центра НАФИ, среди тех, кто сегодня может позволить себе покупать рыбу и рыбопродукты, 70 процентов относят себя к "обеспеченным". Особенно редко покупают рыбу малоимущие категории граждан и, как уже говорилось, молодежь. Но если для первых ключевым фактором является цена, то для вторых - нехватка на рынке продуктов, которые можно легко хранить и быстро приготовить - либо купить уже в готовом виде.
"Молодежь вообще не хочет связываться с разделкой рыбы, ей неинтересно потрошить и выковыривать "вкусняшки", как это делало старшее поколение", - отмечает замруководителя Федерального агентства по рыболовству Василий Соколов. Аналогично ведут себя и молодые работающие люди, и даже вроде бы имеющие время молодые домохозяйки - чистить рыбу они категорически не хотят, поэтому неразделанную рыбу просто не покупают - ни мороженую, ни свежую. И кроме того, как заметил губернатор Камчатки, для многих молодых людей важно то, что "рыба не должна пахнуть рыбой". Можно над этим посмеяться, но факт остается фактом: резкий запах или, например, "пугающий" вид неразделанной рыбы не способствуют росту потребления. И это придется учитывать.
Путь к расширению доступности рыбы в профильном ведомстве, во-первых, видят во включении рыбной продукции в дотируемый со стороны государства "пакет" продуктов питания по социальным ценам - для малоимущих и льготных категорий населения. А для "омоложения" круга потребителей придется выводить на рынок рыбную продукцию быстрого приготовления.
"Пугающий" вид неразделанной рыбы не способствует росту потребления, уверяют эксперты
О том, чего ждет от рыбаков и рыбопромышленников российский потребитель, подробно рассказал директор по аналитике исследовательской компании NTech Леонид Ардалионов. По его словам, сегодня в борьбе за кошелек покупателей однозначно проигрывают замороженная рыба и консервы. Растет потребление самых дешевых видов рыбы, но также - и более существенными темпами - совсем не дешевых морепродуктов, соленой и слабосоленой рыбы (особенно в нарезке), суши и роллов. На 15 процентов год к году выросло потребление красной икры. В целом, не только по рыбе, фиксируется уверенный рост потребления более качественных, пусть и более дорогих продуктов.
"Те группы продукции, где появляется много новинок, растут гораздо быстрее остальных. Люди устали от однообразия, они хотят интересно питаться. А какие новинки сделала рыбная промышленность? - говорит маркетолог. - Те же самые шпроты, та же самая копченая рыбка, крабовые палочки... Вкусно, но нового ничего нет. Новинок рыбная отрасль не создает". По словам специалиста, в этой ситуации отрасль пока спасает то, что россияне, несмотря ни на что, очень любят рыбу, но долго на этом выезжать не получится.
В качестве примера успешного перехода от старой к новой потребительской модели Ардалионов привел свершившийся на наших глазах постепенный отказ людей от замороженного мяса в пользу охлажденного мяса и мясопродуктов, позволяющих быстро и без особых усилий приготовить калорийные блюда на всю семью. Подобный переход необходимо совершить и рыбной отрасли. "Не надейтесь, что молодежь удастся уговорить размораживать рыбу и ее готовить - они это делать не будут", - обратился аналитик к рыбопромышленникам. Поколению "30 минус" необходимо дать что-то рыбное для постоянного перекуса - только так можно приучить к рыбопродуктам сначала их самих, а затем их молодые семьи и будущих детей. Кстати, специально для детей российские производители рыбопродуктов тоже до сих пор ничего не придумали.
Среди рыбопромышленников должен появиться "тот первый, кто пойдет вперед", выведя на рынок принципиально новый продукт, которого сейчас не хватает потребителю, отметил Леонид Ардалионов в своем комментарии "РГ". И тогда за ним потянутся все остальные. Профессионалы рынка и представители отрасли сошлись в том, что появление доступных по цене рыбных продуктов быстрого приготовления, которые завоюют симпатии в том числе молодых покупателей, является первостепенной задачей, без решения которой потребитель продолжит отворачиваться от того, что "пахнет рыбой".