Сложности с поездками в Европу не тревожат россиян
Опубликованы результаты «Национального индекса тревожностей. КРОС» за III квартал 2023 года.
Исследование выявляет и ранжирует тревожности россиян на основе анализа СМИ и социальных медиа. Авторы исследования выявляют не только актуальные тревожности, но и уровень их приживаемости (обсуждения) в обществе.
По Индексу приживаемости (чем он выше, тем в большей степени тревожность характерна для соцсетей по сравнению с повесткой в СМИ) сложности с поездками в Европу заняли последнее место. Лидерами стали беспилотники, утрата позиций в космосе и отсутствие в прокате голливудского кино.
«Национальный индекс тревожностей» показывает доминирующие в обществе тревоги, формируемые СМИ и жизненным опытом россиян. Замер производится ежеквартально. Индекс позволяет изучить «серую зону» тревожности граждан: регулярные социологические опросы не настроены на выявление персональных тревог, а пресса не может формировать информповестку, опираясь на частную жизнь граждан.
Главным поводом для возникновения тревожности, связанной с заграничными поездками, стал выпущенный в начале сентября Еврокомиссией документ, согласно которому россиянам был запрещен ввоз в ЕС личных автомобилей, а также техники и личных вещей вплоть до одежды и косметики (всего 160 позиций). Данная тема активно раскручивалась в СМИ, однако пользователи соцмедиа реагировали в меньшей степени, особенно после выхода разъяснений, что ограничения коснулись только автомобилей.
В ТОП-10 по приживаемости в III квартале 2023 года также появились тревожности, связанные с электросамокатчиками, подорожанием такси, ситуацией в гражданской авиации. По сравнению со II кварталом ушли опасения, связанные с контрнаступлением ВСУ.
Мы видим, что летний период стал «разгрузочным» для общества – суммарные показатели тревожностей в топе почти в два раза ниже, чем во втором квартале. Косвенным свидетельством этого стала и высокая приживаемость тревог в связи с неудачей миссии «Луны-25» и невозможностью легально посмотреть «Барби» (18+) и «Оппенгеймера» (18+), которые опередили по этому показателю и слухи о мобилизации, и рост цен на бензин — отмечает Андрей Лебедев, директор по аналитике КРОС и автор исследования.
В ТОП-3 по Суммарному индексу (оценка суммарного присутствия тревожности: сумма Медиа индекса и Соцмедиа индекса) вошли опасения, связанные с беспилотниками, курсом рубля и ценами на бензин. Сложности с поездками в Европу в индексе заняли четвертое место.
В рейтинге оценивается присутствие той или иной тревожности в рамках аудиторий СМИ и социальных сетей.
1 Медиа индекс — оценка присутствия выявленной тревожности в СМИ.
2 Соцмедиа индекс — оценка присутствия выявленной тревожности в соцмедиа.
3 Суммарный индекс — сумма Медиа индекса и Соцмедиа индекса; позволяет оценить суммарное присутствие тревожности в аудиториях СМИ и соцмедиа.
4 Индекс приживаемости — отношение Соцмедиа индекса к Медиа индексу; чем выше значение, тем активней тревожность обсуждается в соцмедиа.