«Сама – НЕ виновата»: координаторка проекта ТыНеОдна – о проблеме восприятия домашнего насилия в обществе

В среднем около 70% убитых женщин в России ежегодно погибают от рук мужей или партнеров, в том числе бывших. При этом реальная статистика случаев с убийствами по причине домашнего насилия может быть выше, поскольку некоторые приговоры публикуют задним числом или вообще не обнародуют.

«Сама – НЕ виновата»: координаторка проекта ТыНеОдна – о проблеме восприятия домашнего насилия в обществе
© Daily Moscow

Число женщин, которые подвергаются побоям и издевательствам ежедневно подсчитать невозможно. Большинство не обращаются за помощью, терпят до последнего.

Или, если и обращаются в правоохранительные органы, то в ответ слышат: «Если вас убьют, мы обязательно приедем, труп опишем. Не переживайте».

Именно так было с Яной Савчук в ноябре 2016 года. Жительница Орла позвонила в полицию за 40 минут до зверского убийства бывшим сожителем, ранее судимым Андреем Бочковым. Девушка молила о помощи, но в ответ на это услышала, что полицейские приедут исключительно «описать ее труп». В результате так и вышло.

А Маргарита Грачева? В декабре 2017 года бывший муж Дмитрий Грачев вывез ее в лес и отрубил кисти рук. К счастью, девушка выжила, хирурги спасли ей одну кисть, вторая рука пострадала сильнее и сейчас Маргарита живет с бионическим протезом.

Этот жуткий случай домашнего насилия огласке предала мама пострадавшей Риты. Женщина боялась, что бывший муж ее дочери уйдет от ответственности. При этом девушка обращалась к участковому за месяц до случившегося, но тогда он не нашел в действиях состава преступления: агрессор «всего лишь» угрожал ей ножом, устраивал скандалы и слежки.

Проблема домашнего насилия в нашей стране действительно стоит остро: безразличие представителей закона, безнаказанность агрессора, осуждающее отношение к пострадавшему от сексуализированного насилия, преступная бюрократия.

Все это приводит к историям, как у Яны Савчук и Маргариты Грачевой. И их на самом деле - тысячи.

Daily Moscow поговорил с координаторкой проекта ТыНеОдна и гендерной исследовательницей Ксенией Фирсовой. Она рассказала, как в российском обществе воспринимается проблема домашнего насилия, почему пострадавшие не должны винить себя за произошедшее, а самое главное поэтапно объяснила, что делать женщинам, которые подверглись издевательствам со стороны партнера.

Большинство убитых россиянок погибли от домашнего насилия

По статистике за 20-21 гг., 71% убитых женщин погибло от домашнего насилия, но закона о домашнем насилии в РФ все еще нет.

Сейчас в ТыНеОдна не проводят мероприятия по продвижению законодательства, но и не дают теме домашнего насилия пропасть. В благотворительном проекте ТыНеОдна предают огласке истории насилия, которыми с ними делятся пострадавшие. Рассказывают о статистике домашнего насилия.

На сайте есть информация о петиции за принятие закона против домашнего насилия.

Также в ТыНеОдна работают с неангажированной аудиторией — ведут блог на Дзен, взаимодействуют там с комментаторами. Рассказывают про термины и случаи насилия, постепенно призывают аудиторию к нетерпимости насилия.

Также в благотворительной организации оказывают первичную юридическую и психологическую помощь. Советуют коллег, если к ним обращаются не по их профилю.

И что важно - создают спецпроекты для точечных проблем. Например, в ТыНеОдна делали спецпроект против харассмента, а еще проект Непобеждённая - про адвокатскую помощь пострадавшим от сексуализированного насилия.

«Сама виновата»

В обществе сложилось мнение, что женщины сами провоцируют насилие. Такая реакция связана с высокой терпимостью к насилию в целом, статусе женщины и табуированностью темы насилия.

Мало людей в целом понимают механизмы насилия, что оно существует и в каких видах.

Например, у агрессора в семье было принято бить детей, кричать и жестоко наказывать. Часто, у этих людей закрепляется паттерн насилия, и они не знают, как можно добиться своего иначе.

Низкая информированность о насилии приводит нас к высказываниям вроде «сама виновата», «да она его просто спровоцировала», так как люди не понимают, что само насилие — это плохо.

Фразы «да женщин и надо бить, они иначе не понимают» также говорят нам о том, что положение женщины в обществе крайне уязвимо.

Женщину не принимают как полноценного участника общественной жизни, могут считать своей собственностью и неуважительно относиться, считая, что её проблемы неважны.

Конечно, за последние пару десятилетий проблема домашнего насилия начала выходить из тени, как и проблема насилия в целом (харассмент, домогательства, психологическое насилие), но до нулевой толерантности к насилию нам ещё далеко.

«Терпит, значит нравится»

Некоторые женщины винят себя за произошедшее насилие, терпят и не уходят от агрессоров. Есть миф, что значит, им «так нравится».

Это снова вопрос о социализации и отношению к женщинам в целом. Когда человека растят быть удобной, тихой и покорной, «не отсвечивать», то часто женщины думают, что агрессивное отношения к ним — это норма.

Также, и других причин «не ухода» от насильника может быть множество:

Экономическая зависимость

Представьте, вы сидите с детьми в декрете уже пять лет, работы нет, актуального опыта тоже нет, не знаете с чего начать, своих денег нет.

Нет поддерживающего окружения

То есть места, куда можно уйти от агрессора. Все вокруг говорят, что надо терпеть и так далее.

Страх

Мужчина-агрессор угрожает, что если вы уйдёте, то он отберет детей, убьёт вас и детей и так далее.

Кстати говоря, по статистике, момент после разрыва отношений самый опасный. Именно сразу после ухода от агрессора, они часто калечат и даже убивают пострадавших.

Эмоциональная зависимость

Когда много времени и сил уже потрачено на эти отношения, то признать, что всё это было впустую очень нелегко. Поэтому вы верите, что он исправится и любите его.

Наказать агрессора спустя время – реально?

Что делать, если насилие было применено давно, фотодоказательств нет, но пострадавшая все же решилась наказать агрессора.

К сожалению, это очень сложно. Если насилие происходило давно и нет никаких прямых доказательств (фотографий, переписок, зафиксированных побоев, свидетелей), то можно попробовать двигаться через огласку.

Нужно рассказать свою историю в соцсетях и попросить об огласке организации вроде ТыНеОдна и борцов за права женщин, правозащитников.

Как история будет развиваться дальше — никто не знает.

В этом случае, насильник может понести репутационное наказание. Но и есть другая сторона - закон о клевете. Агрессор может подать в суд, если доказательств никаких не осталось и будет просто ваше слово против его, увы, такая вероятность тоже есть.

Конечно, стоит пробовать доказать насилие и наказать агрессора спустя время, следствие все равно должно начаться и провести поиск улик, но это сложный и долгий путь, на котором стоит заручиться поддержкой.

Игнор близких

Очень часто родственники и друзья игнорируют случаи насилия с их близкими. Но именно это может привести к ужасающим последствиям.

Первое, что хочется сказать всем, кто будет слушать истории или оказываться свидетелем насилия — не обвинять пострадавшую.

Человек никогда не виновен в насилии по отношению к нему.

Виктимблейминг (обвинение пострадавшего за совершённое в отношении него насилие - прим.ред.) самое страшное, что может случиться с человеком, решившим всё-таки рассказать и поделиться ужасом пережитого.

Что делать, если ваша подруга/родственница рассказала о насилии:

- выслушать и дать безопасную возможность поделиться тем, чем она готова поделиться; - не обвинять и не обесценивать слова пострадавшей; - принять и поверить, что это происходит/произошло, даже если вы не хотите это признавать; - предложить свою помощь, любую, в зависимости от ситуации; - если вы не в силах помочь, найти и предложить организации, которые смогут это сделать; - быть всегда на стороне пострадавшей.

Собрайся и действуй

Действия и шаги девушки, подвергшейся домашнему насилию.

Универсальной инструкции здесь не существует. В ТыНеОдна поделились «идеальным» вариантом действий, но предупредили, что каждая пострадавшая при этом должна учитывать свои вводные.

Осознать проблему

Начинаем мы всегда с осознания проблемы. Нужно честно признаться себе «да, это происходит со мной, это ужасно, я беру за себя ответственность и буду действовать».

Оценить масштаб происходящего

Какое насилие происходит в семье? Физическое, психологическое, экономическое, сексуализированное? Ответить честно себе на этот вопрос, можно даже записать, чтобы возвращаться к этому.

Зафиксировать факты насилия

Если есть физическое насилие, сразу после ударов/изнасилования - обращаетесь в травмпункт, чтобы зафиксировать побои. Пишите заявление в полицию.

Готовиться к уходу

Если вы проживаете вместе с агрессором, то нужно начать готовиться к уходу. Соберите документы (свои/детей: паспорт, свидетельства о рождении, медицинский полис, документы на собственность и так далее), которые вам могут понадобиться.

Сообщить близким

Сообщите близким, которые готовы вас поддержать. Друзья, родственники, коллеги. Это важно, чтобы вы понимали, что одни не останетесь и у вас есть поддержка.

Обратиться за помощью

Поищите организации и кризисные центры в вашем городе и за его пределами. Специалисты расскажут, как лучше действовать, направят к психологу или юристу, если нужно, то найдут временное жильё.

Не бойтесь уйти

Это будет сложно и страшно, но дальше будет только лучше. Выбирайте себя, даже если кажется, что это невозможно. Обязательно найдутся люди, которые вам в этом помогут.

Ксения Фирсова подчеркнула, что далеко не все пострадавшие имеют цель «наказать» агрессора.

Большинство женщин хотят просто уйти и защитить себя и детей, а не бороться с агрессором всю жизнь.

Кто-то хочет по справедливости развестись и ограничить общение с детьми. И все это удается сделать достаточно часто.

Обратиться за помощью можно по этой ссылке.

Фото: ТыНеОдна, Polina Washington