Нереализованный проект: Главархив – о музее Владимира Ленина
<p style="text-align: justify;">В истории столицы советского периода было немало нереализованных архитектурных проектов. По сохранившимся в Главархиве Москвы документам, можно судить о том, как мог измениться облик города. </p> <p style="text-align: justify;">Так, из архивных материалов известно, что в 1970 году возникла идея построить здание для Центрального музея Владимира Ленина в Москве. В тот год с размахом отметили 100-летие со дня рождения первого вождя советского государства и последователя философских идей Карла Маркса и Фридриха Энгельса. В честь юбилейных торжеств была учреждена особая государственная награда. Появилась медаль «За доблестный труд», которой сразу наградили свыше 11 миллионов советских людей. Тогда же члены Моссовета решили, что необходимо построить новое здание для музея Ленина. </p> <p style="text-align: justify;">Прежнее помещение музея располагалось в здании бывшей Московской городской думы, рядом с Кремлем, но оно не могло больше принимать растущее количество посетителей. Только в год юбилейных торжеств экспозицию посмотрели три миллиона человек, а уже через год столичные власти планировали увеличить поток туристов до четырех миллионов в год. Это означало, что внутри музея одновременно находились бы до 5000 тысяч человек на одной экскурсии, что было не слишком удобно. Кроме того, советские идеологические работники решили, что музей Ленина никак не может находится в здании, которое каждый посетитель мысленно относит к эпохе царской России. </p> <p style="text-align: justify;">Основная сложность при строительстве нового здания заключалась в том, что оно по-прежнему должно было находиться рядом с Кремлем, а подходящих площадей для него не было. Наконец, в 1971 году выход был найден. Под сооружение нового музея городские власти определили участок на Волхонке. Недалеко от Музея изобразительных искусств имени А.С. Пушкина до улицы Фрунзе (сейчас– Знаменка). По Генплану Москвы 1971 года этот участок предназначался «для размещения культурно-просветительных учреждений общегородского и союзного значения». Ориентировать фасадом музейный комплекс заранее потребовали на Кремлевскую набережную и Москву-реку. Все объекты, не имеющие культурной ценности, разрешили снести. Исключение составили только два памятника архитектуры: церковь Антипы Пергамского на Колымажном дворе, безымянные «Палаты XVII века» в Колымажном переулке. Церковь как раз в 1968 году начали реставрировать, а бывший особняк использовали как жилой дом. В результате появилось требование вписать эти памятники в общую концепцию проекта, что усложнило задачу проектировщикам. </p> <p style="text-align: justify;">Примерно представив себе требования к новому зданию музея в контексте его размещения и окружающей городской среды, Моссовет решил, что реализовывать поставленную задачу нужно постепенно. В ноябре 1971 года выпустили решение №52/4 «О проведении совместно с Союзом архитекторов СССР открытого конкурса на идею-эскиз нового здания Центрального музея В.И. Ленина». Целью конкурса объявили «выявление архитектурно-художественного образа этого уникального музея-памятника, отражающего монументальными средствами величие Ленина и его бессмертного учения». </p> <p style="text-align: justify;">Участникам конкурса установили довольно жесткие требования по проектируемому музею. Он должен был располагаться в отдельно стоящем трехэтажном здании, главному фасаду полагалось выходить на Москву-реку, а виды из окон должны были быть хороши с любого ракурса. Подъезды к зданию предлагали сделать максимально удобными для любого грузового транспорта и легковых автомобилей. Здание должно было иметь запасные выходы для посетителей, специальные подъезды для перемещения крупногабаритных экспонатов и отдельные служебные входы для сотрудников. </p> <p style="text-align: justify;">В музее, кроме экспозиции, запасников и служебных помещений, необходимо было предусмотреть залы для массовых общественно-политических мероприятий. Например, главный конференц-зал был рассчитан на 800 мест, а два других – на 300 мест каждый. Кроме того, в музее должен был быть кинозал, лекторий и библиотека с читальным залом, в которые можно было бы пройти в любое время, минуя залы с основной экспозицией. </p> <p style="text-align: justify;">Основная экспозиция должна была занимать три этажа. Верхние этажи посвящались полностью жизни и политической деятельности Ленина, а на первом этаже разрешили проводить временные тематические выставки. </p> <p style="text-align: justify;">Решение членов Моссовета относительно организации экспозиции внутри музея было противоречивым и непоследовательным. С одной стороны, в документе указано, что экспозиция о вожде пролетариата должна была быть доступна к просмотру из любой точки в зале. С другой стороны, в документе содержится требование о том, что потоки посетителей, идущих в библиотеку или кинозал не должны пересекаться с теми, кто решил посмотреть выставки. Выполнить данные требования в рамках одного пространства оказалось невозможно. К тому же залы для общественных мероприятий должны были быть оборудованы техническими новинками, чтобы демонстрировать кино и аудиоматериалы, а также диапозитивы со звуковым сопровождением. Одновременно в соседних залах должно было идти по семь экскурсий одновременно в сопровождении экскурсоводов.</p> <p style="text-align: justify;">Главным новшеством организаторы предлагали сделать следующие детали экспозиции: кроме личных вещей Ленина и партийного реликвария, авторы идеи хотели создать целые скульптурные и архитектурные композиции, наглядно иллюстрировавшие цитаты из полного собрания сочинений Владимира Ленина. </p> <p style="text-align: justify;">Важность стоящей перед конкурсантами задачи подчеркивалась и составом жюри конкурса из 15 человек. В него вошли Первый секретарь Союза архитекторов СССР, Президент академии художеств СССР, директор Центрального музея В.И. Ленина и первый заместитель директора Института марксизма-ленинизма при ЦК КПСС, заместитель начальника Главного архитектурно-планировочного управления города Москвы. Предполагалось, что к 15 апреля, в 102 день рождения Ленина, жюри огласит итоги конкурса и решит, какой полноценный проект музея соответствует коммунистической идее и финалистам вручат несколько денежных премий. </p> <p style="text-align: justify;">К сожалению, из документов Моссовета остается неизвестным, чем завершился конкурс, кому вручили премии за лучшие проекты и началось ли строительство нового музея.</p> <p style="text-align: justify;">С решением Моссовета по организации архитектурного конкурса, посвященного музею Владимира Ленина, можно познакомиться в Главархиве Москвы по адресу: Профсоюзная улица, дом 80. Читальный зал открыт по понедельникам с 9:30 до 16:30, по вторникам и четвергам — с 12:00 до 20:00, по пятницам — с 9:30 до 15:00</p> <p style="text-align: justify;"> </p>
«Если с другом вышел в путь»: Главархив – о документах по истории туризма из виртуального музея