Находится ли Wildberries на пороге революции?

В октябре Wildberries начала взимать комиссию 3% при оплате покупок картами Visa и Mastercard. Информация привлекла внимание Генпрокуратуры, которая начала соответствующую проверку с участием Роспотребнадзора и Банка России. На следующий день после совещания в Генпрокуратуре маркетплейс отменил допкомиссию и пообещал вернуть средства покупателям.

Находится ли Wildberries на пороге революции?
© BFM.RU

И вот теперь сразу 20 изменений, которые выглядят прямо-таки революционными. Многие из них могут серьезно усложнить жизнь владельцам пунктов выдачи. Правда, никто из десятков владельцев ПВЗ, с которыми Business FM пыталась связаться, на контакт не пошел. Но в чатах нововведениям они не радуются.

Во-первых, покупатель больше не обязан проверять качество товара при получении. Теперь велика вероятность, что клиент условно сломает что-то дома при примерке или установке или сворует часть вещи и принесет это обратно со словами: «А так и было». Во-вторых, срок доставки товара может быть продлен только по согласованию с потребителем. То есть «просто так» затянуть больше нельзя. Не очень понятно, как это будет регулироваться, с учетом того, что задержки иногда бывают не по вине пункта выдачи. В-третьих, в скором времени можно будет отменить заказ через личный кабинет Wildberries. А еще зафиксировано право покупателя отказаться от купленного товара и сокращен срок рассмотрения претензии о его замене до семи дней. Можно будет отказаться от любого товара, даже если это технически сложное устройство.

Комментирует Степан Бойко, владелец зоомагазина «Пушок» в Челябинской области, который ранее работал с Wildberries как продавец:

— Естественно, это повлияет. Насколько это будет критично, покажет время. Опять же, сегодня они ввели эти правила, а завтра поняли, что бизнес рушится, и отменили. Никто им не мешает. Я общаюсь с предпринимателями, которые активно торгуют на Wildberries нижним бельем, отправляют в день по 500 заказов. Для нашего маленького города это много. Они говорят, что 80% — это возврат. Из этого до половины [обратно] приходит не то, что отправляли, какие-то непонятные бывшие в употреблении вещи. Это проблема, она большая. Wildberries ее пытается решить.

— Проверка на месте необязательна.

— А еще усугубят [ситуацию]: будет не 50% непонятных вещей возвращаться из того, что отправляли, а будет 70%. Процессы на всех маркетплейсах очень автоматизированы. Я не уверен, что у многих продавцов будет достаточно людей, чтобы обрабатывать все претензии в кратчайший срок.

Есть ощущение, что все то, что вводилось последние несколько лет, словно прокрутили обратно. Что касается возврата и компенсации расходов за него, в отдельных случаях это все же сохранится. Это будет касаться клиентов с низкой долей выкупа заказов, а также случаев с доставкой на значительные расстояния. Покупателю в момент заказа будут сообщать, какой будет сумма комиссии за возврат товара.

Для покупателя много шагов навстречу, для продавцов — наоборот, так что это все будет отражаться и на ценах, считает исполнительный директор VSK Group Максим Тищенко:

Максим Тищенко исполнительный директор VSK Group «Wildberries до сих пор не может обеспечить самого главного — контроля поступающей к нему продукции от продавца. Также Wildberries не может обеспечить адекватный возврат товаров покупателями через площадку продавцу. Все сталкивались с тем, что ошибка присутствует как со стороны продавца, так и со стороны покупателя. Купили две пары обуви разного размера, померили — одна не подошла, но по ошибке могли положить один ботинок одного размера, второй ботинок — другого. Адекватный возврат уже здесь не обеспечен, поэтому я думаю, что издержки у продавцов вырастут. Это будет отражаться на цене. Я думаю, что этого не стоит ожидать сразу, потому что продавцы тоже будут смотреть, как нововведения будут воплощаться в жизнь. То, что мы покупаем сегодня за тысячу рублей, завтра будем покупать условно за 1,1 тысячи или за 1,2 тысячи у того же продавца, который заложит эти дополнительные риски, дополнительные издержки в продукцию».

На момент публикации материала получить развернутый комментарий самого маркетплейса Business FM не удалось.