Принятый калининградскими парламентариями законопроект признает склонением к абортам действия по понуждению женщины к прерыванию беременности путем уговоров, обмана, подкупа, предложений и «иным способом». Нарушение будет наказываться штрафом до 5 тысяч рублей для физлиц и 50 тысяч — для юридических. Склонением к аборту не считается информирование женщины врачом о состоянии ее здоровья и наличии медицинских показаний к искусственному прерыванию беременности. Формулировки эти настолько размытые, что под эту статью может попасть все что угодно, говорит адвокат Московской городской коллегии адвокатов Михаил Салкин:
Михаил Салкин адвокат Московской городской коллегии адвокатов «Любое поднятие разговора на тему прерывания беременности будет образовывать состав административного правонарушения, но дело в том, что я понимаю, что такое там хищение путем обмана, путем подкупа, но в части именно с прерыванием беременности никогда подобной деятельности не слышал».
У одного из соавторов законопроекта — председателя Законодательного собрания Калининградской области Андрея Кропоткина Business FM решила уточнить, если пара просто обсуждает этот вопрос, или вопрос обсуждается в семье, и отец, мать, брат, муж, сестра, парень говорят: а не хочешь ли ты? А не думала ли ты? — считается ли это нарушением закона? И как запускается механизм преследования? Инициатором может выступить только сама женщина или, если такой разговор был подслушан посторонним, он тоже может заявить? Андрей Кропоткин ответил:
Андрей Кропоткин председатель Законодательного собрания Калининградской области «Женщина должна обратиться в уполномоченный по правам человека, принимается, то есть накладывает административные штрафы, поэтому, если женщина не будет обращаться, так и не будет штрафа, ни административного взыскания, ничего. Поэтому, если вы говорите об обсуждениях в семье, ну почему нет? А если есть давление? Во-первых, у нас, кроме семейных разговоров, еще есть очень много случаев, когда на рабочем месте женщина-работник, ценный, может быть, работник, забеременела, так работодатель не хочет ее отпускать в декретный отпуск, потому что надо дальше работать. Шантажировать, это нельзя так назвать, но, скажем так, подкупает ее время и выплачивает денежные средства, чтобы она оставалась на рабочем месте и делала аборт. Таких случаев очень много, на самом деле».
«Решать, делать аборт или нет, будет сама женщина», — резюмировал председатель Законодательного собрания Калининградской области. Просто получается, что, пока она решает, кто-то может получить штраф. Причем в документе подчеркнули, что правонарушение будет считаться совершенным «вне зависимости от того, было ли произведено искусственное прерывание беременности».
Необходимость принятия такого закона авторы обосновали обращением уполномоченного по правам ребенка в Калининградской области Ирины Ткаченко с учетом демографической ситуации в регионе. И добавили, что регион стремится к созданию безопасной информационной среды для семьи и детства, которая будет препятствовать распространению «деструктивных идеологий <...>, включая культивирование эгоизма, вседозволенности, безнравственности», и отрицанию ценностей многодетности. Правда, на деле эффект может оказаться иным, считает председатель коллегии адвокатов «Ваш юридический поверенный» Константин Трапаидзе:
Константин Трапаидзе председатель коллегии адвокатов «Ваш юридический поверенный» «Под эту трактовку может попасть любой человек, который скажет фразу в присутствии беременной женщины, что «материальное неблагополучие, скажем так, является поводом…». Достаточно сказать эту фразу. Если девушка напишет заявление, члены семьи — свекровь, свекор, сам муж — могут получить этот штраф. Это все не будет способствовать улучшению морального и психологического климата внутри семьи. Оштрафуют мужа или там его родственников с учетом того, как это бывает, из литературы, из жизни знаем, врагами на всю жизнь останутся».
А могли бы детей нарожать.
В Нижегородской области законодатели пошли дальше. Там предлагают не только штрафовать за принуждение к абортам, но разрешить аборт только после проведения УЗИ, на котором женщине и (если есть) мужу покажут сердцебиение плода, и только после консультации с психологом, а при необходимости — с юристом, соцработником и представителем религиозной организации.