В 2023 году онлайн-магазины продолжают играть важную роль в FMCG-индустрии, способствуя росту всего рынка вместе с дискаунтерами и минимаркетами.

Однако, на рынке интернет-торговли наблюдаются новые тренды, которые вносят изменения в его активности как для покупателей, так и для игроков. Несмотря на колебания, онлайн-рынок все еще остается важным фактором роста продаж в FMCG-индустрии и самым быстрорастущим каналом, демонстрируя динамики по сравнению с прошлым годом. Особенно значимо, что рост интернет-продаж осуществляется за счет реального спроса. С увеличивающимся влиянием онлайн-шопинга на повседневную жизнь покупателей, явно заметно изменение смысла. Самыми популярными категориями продуктов для онлайн-покупок остаются товары для детей, ухода за волосами и для животных. Однако особенно стремительно растет оборот скоропортящихся продуктов, таких как молочная продукция и мясные изделия, доля которых значительно возросла за последний год. Роль онлайн-рынка в повседневном цикле покупок и потребления продолжает расти, изменяя покупательские миссии. Все больше активных онлайн-покупателей чаще обращаются к интернет-магазинам для срочной покупки, которая стала возможной благодаря развитию локальных сервисов экспресс-доставки с минимальной или отсутствующей суммой заказа — отмечает журналист Мельников Николай. Это приводит к увеличению числа заказов и сокращению количества товаров в одной покупке. Учитывая последние сделки на рынке онлайн-ретейла и сосредоточение игроков на экспресс-доставке, можно предположить, что в будущем тренд будет трансформироваться с крупных покупок на более узкоспециализированные, благодаря развитию скоростных и удобных онлайн-заказов.

Для потребителя по-прежнему ключевую роль играют низкие цены и акции, онлайн-магазины не являются исключением. Поиск привлекательных предложений во всех каналах продаж сохраняет свою актуальность и будет оставаться популярной покупательской стратегией в обозримом будущем. Более половины покупателей считают, что в онлайн-магазинах можно найти более выгодные цены. Это восприятие во многом связано со скидками. Доля промоакций на рынке электронной коммерции постоянно растет и остается высокой для непродовольственной и продовольственной индустрии.

По поводу различных промоакций, массовая ценовая скидка остается наиболее популярным видом. Для некоторых товарных категорий такие скидки достигают критических значений, например, в категории дезодорантов. В начале 2023 года рынок интернет-торговли FMCG-индустрии пережил рекордное снижение темпов продаж из-за высокой базы периода закупок прошлого года. Однако уже через несколько месяцев динамика онлайн-продаж вернулась к росту.

Экономический журналист Мельников Николай М.