Большие возможноcти: развитие африканской моды

В конце октября ЮНЕСКО представила доклад об африканских перспективах в сфере мировой моды. Ожидается, что в течение 10 лет спрос на высокую моду континента вырастет на 42%. Однако для этого необходимо усиление поддержки в развитии индустрии. В преддверии международного форума BRICS+ Fashion Summit, который пройдет в Москве с 28 ноября по 2 декабря, эксперты, опрошенные ТАСС, рассказали, с какими трудностями сталкиваются страны на пути к модному лидерству, отметили потенциал континента и перспективные направления международного сотрудничества РФ и Африки.

Большие возможноcти: развитие африканской моды
© ТАСС

Модная индустрия в Африке

По данным ЮНЕСКО, представленным в докладе "Модная индустрия в Африке: тенденции, вызовы и возможности развития", Африка является крупным производителем сырья, экспортером текстиля ($15,5 млрд в год) и импортером текстиля, одежды и обуви ($23,1 млрд в год). На континенте активно растет спрос потребителей на африканскую модную продукцию, особенно среди молодежи до 25 лет, которая представляет собой 50% населения, и среди растущего среднего класса, это более 35% населения. При этом рост цифрового сектора также способствует развитию торговли между странами Африки и появлению молодых талантов.

Индустрия моды в странах Африки на современном этапе — одна из самых динамичных и значимых для континента, отметила к.э.н., доцент экономического факультета РУДН Татьяна Крейденко. По ее мнению, экспорт одежды, обуви и тканей из стран Африки обладает большей конкурентоспособностью перед азиатским из-за более низких затрат на производство и выгодного географического положения. "В Эфиопии заработная плата составляет всего $60–70 в месяц. Производители одежды во многих африканских странах предлагают при выходе на рынки Европы, Америки и Австралии беспошлинные сделки или сниженные тарифы на целых 30% по сравнению с Азией. <…> При этом срок транспортировки контейнеров из стран Западной Африки в страны Западной Европы — три недели, на восточное побережье США — около месяца", — рассказала эксперт.

С тем, что в этом веке Африка будет оказывать все большее влияние на европейскую культуру, согласен и тренд-аналитик, автор курсов "Теория & индустрия моды" МГУ им. М.В. Ломоносова Станислав Зимин. Он отметил, что в каждом крупном городе континента — например, в Лагосе, Каире, Йоханнесбурге — проходит своя собственная Неделя моды, а европейские бренды уже много лет используют африканские мотивы в своих коллекциях.

Кроме того, сейчас африканская мода перестает быть сосредоточена исключительно на "фольклорном" контексте, что заметно по костюмам с этническими элементами политических лидеров, общественных деятелей и представителей диаспоры за рубежом или их традиционной одежде, переосмысленной в рамках современного делового этикета, считает эксперт по Африке, член жюри конкурса "Этномода IBEFF", директор АНО "Центр социально-культурных инициатив" Юлия Берг.

"Законодателями современной африканской моды можно по праву назвать ЮАР, выпустившую коллекции, посвященные знаковым персонам для страны (например, рубашки "Мандела", платья "Линдиви Сисулу"), на лучшие мировые подиумы. Не отстает и Западная Африка, иконой стиля которой можно смело назвать философа Кеми Себу, умело сочетающего этнические мотивы и яркий деловой стиль", — рассказала эксперт.

Африканские бренды в ESG-повестке

Как отметили в ЮНЕСКО, Африка может активнее внедрять инновации в области устойчивого производства текстиля и повышать осведомленность о рациональных моделях потребления, даже несмотря на загрязнение окружающей среды из-за отраслей моды. Так, производство органического хлопкового волокна в Африке уже выросло на 90% в период с 2019 по 2020 год и сейчас составляет 7,3% от мирового производства. 

Ежегодно на континенте появляются новые таланты, полные творческих идей и способные переосмыслить модные тенденции, пропустив их через локальное восприятие моды, а африканские бренды стремятся к устойчивости и инклюзивности, не жертвуя при этом стилем и аутентичностью, отметил Станислав Зимин.

"Из активно развивающихся брендов стоит отметить каирскую дизайн-студию Reform Studio, учредители которой построили свой бизнес на изобретении Plastex — материала, изготовленного из выброшенных пластиковых пакетов. Таким образом, изделия студии помогают решить проблему чрезмерного потребления в Египте и трудоустройства женщин из бедных семей", — поделился эксперт.

Малийский бренд Awa Meite также лидирует в одном из наиболее актуальных аспектов мировой индустрии моды — экологичности. Как отметил Зимин, изделия представлены во множестве ярких силуэтов и тканей ручной работы, а сам дизайнер привлекает к работе местных ремесленников, отдавая дань уважения их мастерству и исконному дизайну, переосмысливая идею афроминимализма.

Сохранение экологии также является ключевой миссией бренда NKWO, первоначально основанного в Великобритании в 2007 году дизайнером Нкво Онвукой и перезапущенного в Нигерии в 2012 году с упором на сохранение традиционных ремесел Нигерии, рассказала Крейденко. "Стремление к сокращению отходов побудило создать новую технику плетения полос, основанную на использовании инновационных схем раскроя и манипуляций с переработанными тканями. Результатом стало изобретение нового вида ткани, которую они назвали "дакала", — она сохраняет внешний вид ткани, вытканной вручную, и имеет характерный западноафриканский оттенок", — объяснила эксперт. Кроме того, лейбл продолжает обучать и нанимать производителей, обеспечивая тем самым устойчивый рост малого бизнеса в стране.

Трудности на пути к лидерству

Около 90% всех компаний в африканской индустрии моды приходится именно на малые и средние предприятия, инвестиции в которые необходимы для полноценной реализации потенциала сектора моды, отметили в докладе ЮНЕСКО. Помимо этого, африканское правительство должно усилить правовую защиту дизайнеров и профессионалов с точки зрения прав на интеллектуальную собственность, уровня оплаты труда, условий работы, возможности объединения в профессиональные союзы и социальных прав. Более того, есть потребность в обучении специалистов и обмене опытом, а также установлении стандартов в области охраны окружающей среды.

Татьяна Крейденко подчеркнула, что обеспечить юридическую защиту интеллектуальных прав собственности в Африке зачастую сложно, хоть и товарные бренды, связанные с ним логотипы и изображения зарегистрированы как товарные знаки. "Поэтому Всемирная организация интеллектуальной собственности рекомендует правительствам стран Африки ряд мер, направленных на обеспечение соблюдения авторских прав. В том числе путем создания трансграничных платформ лицензирования интеллектуальной собственности, выявление тех активов, которые могут рассматриваться как традиционные знания или традиционные выражения культуры в индустрии дизайна одежды", — рассказала она.

Кроме того, по ее мнению, на развитие индустрии моды могут влиять ненадежное или нерегулярное энергоснабжение, низкий уровень доступности интернета, слабое развитие инфраструктуры для поддержки деловой активности, ограниченный доступ к технологиям, финансированию и вспомогательным услугам.

Покорить масс-маркет Африке еще только предстоит, даже несмотря на насыщенность и разнообразие африканской моды как в плане фасонов, так и в плане цветовых решений, считает Юлия Берг. "Большая часть тканей, производимых на континенте, отстает по качеству от азиатских и турецких аналогов, да и технологии окрашивания зачастую не соответствуют стандартам. Скромные объемы экспорта на данный момент также не позволяют предлагать конкурентные цены, оставляя качественную африканскую моду в сегменте штучного предложения, а то и индивидуального пошива", — уточнила она.

Однако качественный скачок легкой промышленности может обеспечить развитие местных производств, что на старте предполагает большой объем инвестиций и параллельное стимулирование спроса на континенте и за его пределами, уверена Берг.

Перспективы российско-африканского сотрудничества в сфере моды

С учетом специфики экономической ситуации как в странах Африки, так и в России наиболее реалистичным и эффективным видится формат создания совместных предприятий, позволяющий выводить на мировой рынок готовую продукцию, отметила Берг. По мнению эксперта, партнерам из Африки российские специалисты могут предложить маркетинг и цифровые платформы для продвижения, а также сферу упаковки и доставки. Кроме того, в России хорошее текстильное образование, и это то, с чем мы могли бы помочь Африке, считает фэшн-журналист, куратор и преподаватель на факультете "Мода и стиль" БВШД Анна Рыкова. "Я считаю, что Россия могла бы сыграть значимую роль в создании индустрии моды: без образования индустрии тоже не будет, нужно много всего знать, чтобы начать выпускать одежду", — уточнила она.

Также для российско-африканских взаимоотношений в сфере моды необходимо создание сообществ, которые будут заниматься активным продвижением продукции, а также проведение мероприятий, способствующих межкультурному сотрудничеству, — в частности, организация деловых форумов в рамках Недель моды с привлечением специалистов индустрии, считает Станислав Зимин. Так, в Москве с 28 ноября по 2 декабря пройдет международный форум BRICS+ Fashion Summit, участниками которого станут представители более 30 стран — это государства Ближнего Востока, Юго-Восточной Азии, Латинской Америки, СНГ и Африки. Саммит станет продолжением проекта "Московская неделя моды", который в июне 2022 года собрал больше 1,6 млн гостей и участников.

Именно форум BRICS+ Fashion Summit позволит лучше узнать модную индустрию Африки, научиться взаимодействовать и даже начать пользоваться уникальными наработками континента, отметила Рыкова. "Мы до сих пор друг про друга ничего не знаем. <…> Как будто бы только сейчас нащупываем точки пересечения. Чтобы узнавать про моду африканских стран, о ней нужно рассказывать и писать, ее нужно здесь представлять", — поделилась эксперт.

В последние несколько лет взаимодействие России и стран Африки становится более тесным, что отражается на самых разных сферах, включая культуру и моду, — проводятся фестивали африканской культуры, возрастает интерес к континенту среди россиян, рассказала Юлия Берг. "Мы находимся на этапе взаимного любопытства. Дизайнеры интересуются, где найти эти самые хлопковые ткани с яркими принтами и чем отличаются дашики от джелябы, когда видят на подиумах африканские коллекции", — рассказала она. Так, коллаборации в сфере моды могут породить массу интересного креатива на стыке культур, и сама по себе история моды во многом подтверждает этот факт.

Анна Ветрова, Виктория Конева