Сообщение губернатора Романа Старовойта о том, что в Курске скоро возобновится производство фирменного бальзама «Стрелецкая степь», стало, пожалуй, одной из самых заметных новостей уходящей недели. С восстановлением, казалось бы, утерянных рецептур успешно справились технологи Курской биофабрики. Корреспондент РИА «Курск» узнал, как возрождался легендарный курский бренд. Аромат степных трав В Курске первые травяные бальзамы начали производить ещё до революции. В начале ХХ века их выпускал курский купец немецкого происхождения Фёдор Иванович Печке. Принадлежавший ему дрожже-винокуренный завод и сегодня можно видеть на входе в парк «Боева дача». Но едва ли кто-то из ныне живущих курян вспомнит вкус продукции Печке. Зато многие отлично помнят бальзам «Стрелецкая степь», созданный в эпоху СССР и выпускавшийся на Курском ликёроводочном заводе с 1979 по 2017 год. «Созданный в центре России, он вобрал в себя травы Среднерусской возвышенности, такие как душица и пустырник, полынь горькая и тысячелистник. В целом 30 наименований трав. Они придают бальзаму неповторимый терпкий аромат степей, смягчённый ягодными морсами и пчелиным мёдом». Так описывался продукт в публикациях тех лет. Рецептура бальзама была разработана профессорами Эдуардом Гелла и Владимиром Гацура, руководившими в то время кафедрами фармакогнозии и фармакологии Курского медицинского института. И, судя по всему, это красочное описание дали бальзаму сами создатели. Причём, в отличие от обманчивой рекламы, оно вполне соответствовало реальности. Поэтому «Степь» и пользовалась такой популярностью. Её добавляли в чай и кофе, выставляли на праздничный стол, а гости города покупали в подарок родным, друзьям и коллегам. Да и у самих курян не возникало вопросов, что прихватить с собой в качестве сувенира в поездку в другие города. – Это была «фишка» Курской области – собственный популярный бренд наряду с зефиром и конфетами «Птичье молоко» от Курской кондитерской фабрики, – говорит заместитель генерального директора Корпорации развития Курской области Евгений Геращенко. – Он сильно отличался от всех бальзамов, которые производились в СССР. У нас он получился сладкий, тягучий. Всё было хорошо вплоть до банкротства курской «ликёрки» в 2017 году. Тогда знаменитый бальзам исчез с магазинных полок. Утерянным оказался и его рецепт. Однако несколько лет спустя по просьбам курян губернатор Роман Старовойт принял решение о возрождении регионального бренда. – Первое, что предстояло сделать – решить правовые вопросы, юридически вернув в Курскую область её бренды, – рассказал Евгений Геращенко. – На сегодняшний день правообладателем пяти товарных знаков обанкротившегося курского ликёроводочного завода «Кристалл-Лефортово» является Корпорация развития Курской области. Помимо бальзама «Стрелецкая степь», это водка «Коренская» и водка кедровая «Древний Курск», настойка горькая «Марьинская» и минеральная вода «Коренская», идущие под общим товарным знаком «Курские водки». Возвращение к оригиналу Воссоздать рецептуру всех перечисленных напитков помогли технологи Курской биофабрики. Сделано это было опытным, лабораторным путём. Но не без помощи специальной литературы и консультаций с людьми, имевшими прежде отношение к производству бальзама. За образец взяли бутылку 2017 года выпуска. И, как немедленно установили специалисты, он уже не совсем соответствовал оригинальному рецепту 1979 года. – Мы стремились воссоздать именно тот рецепт, который был изначально, – рассказал и.о. руководителя службы качества ФКП «Курская биофабрика – фирма «БИОК» Павел Козлов. – По всей видимости, в последние годы рецептура производимого на ЛВЗ бальзама была значительно упрощена. Лабораторный анализ показал, что сухих веществ в нём содержалось в два раз больше, чем заявлено. Если на этикетке указано содержание сахара 10%, то фактически в нём было 20%. То есть недостаток вкусовых качеств компенсировали добавлением сахара. Бросилось в глаза и то, что за шесть лет в бутылке практически не образовалось осадка. А на дне он должен был быть, поскольку полностью избавиться от сухих веществ в бальзамах практически невозможно. В основе бальзама ягодные морсы, но главное – более 20 видов трав, которые распространены на территории региона. Среди них донник, душица, зверобой, пустырник и другие. Сочетание трав – такая же тонкая наука, как парфюмерия. Каждый из компонентов придаёт особый оттенок в общем вкусовом букете. Травы настаивают в течение месяца. Отдельно готовятся морсы. Затем всё купажируется, а для цвета добавляют колер. Готовый продукт снова должен настояться. Весь процесс занимает до трёх месяцев. По легенде, травы для бальзама «Стрелецкая степь» собирали под Курском в районе заповедника имени Алёхина. В реальности производитель будет закупать сертифицированное сырьё, местом происхождения которого может быть любой регион, но в данном случае это не имеет значения. – Сегодня, если мы самостоятельно соберём травы в дикорастущем виде, нам вряд ли дадут на них сертификат. А всё сырьё должно быть строго сертифицировано, – отметил Павел Козлов. – Поэтому травы закупаются. География их произрастания не имеет значения, потому что, в отличие от фруктов, аромат трав, выращенных в разных регионах, друг от друга отличаться не будет. Именно Курская биофабрика – одна из возможных и наиболее вероятных площадок, где будет налажено производство воссозданной «Стрелецкой степи». У предприятия для этого уже есть всё необходимое – две линии по розливу, в настоящее время законсервированные. После согласования с Минсельхозом России их нужно будет привести в надлежащее состояние и протестировать. Здесь же планируют возобновить выпуск бальзама «Марьино». У него не столь долгая история, как у «Стрелецкой степи», другой состав трав, но он также имел своё «лицо» и своих поклонников. Алексей ПИЩУЛИН, РИА «Курск»

Возвращение «Степи»
© Курская правда