«Почти как Birkin»: экологичные вязаные сумки Людмилы Шабалиной покорили мир
Выбросы парниковых газов в индустрии моды, согласно совместному отчету консалтинговой компании McKinsey & Company и Global Fashion Agenda, достигнут к концу десятилетия с учетом текущих темпов роста 2,7 млрд тонн в год. Многие мировые бренды в борьбе за экологичность начинают использовать перерабатываемые и вторичные материалы. И покупатели все чаще выбирают именно такие продукты модной индустрии.
Так, вязаные сумки из биоразлагаемых природных материалов Людмилы Шабалиной пользуются большим спросом по всему миру. Дамские аксессуары, которые рукодельница из Белоруссии создает из джута и волокон пальмовых листьев, официально стали бестселлерами на международных торговых интернет-площадках, а аккаунт хэндмейдера на платформе для поиска идей ежемесячно набирает более миллиона просмотров
Как обычное увлечение превратить в международный бизнес-проект, Людмила Шабалина рассказала в интервью «СП».
«СП»: Людмила, изначально вязание было обычным хобби. Как вам удалось превратить его в дизайнерский проект международного уровня?
– Я умела вязать с детства. Это было самое любимое: не просто играть с Барби, а шить и вязать для нее. Вязала и для себя в школе. Потом учеба, работа – надолго стало совсем не до этого. После рождения второго ребенка я вернулась к вязанию. Все началось с того, что увидела на Etsy (электронная площадка по продаже изделий ручной работы и старинных вещей – «СП») вязаную сумку, которую можно сделать за час, а стоила она аж 70 долларов! И сказала себе: «Я тоже так хочу».
Начала вязать, вкладывая в каждый аксессуар все свое мастерство и душу. Решила сделать акцент не только на качестве, но и на необычном исполнении, форме, экологичности, и это нашло отклик у покупателей по всему миру.
«СП»: Ваши работы очень быстро оценили: едва вы разместили предложение, покупательница из Австралии заказала сразу три сумки. Помните, как это было?
– Конечно! Это ведь был мой первый крупный заказ на 200 долларов: я открыла свою страничку на интернет-площадке и не поверила – сразу три сумки! А тогда я к тому же была в роддоме с третьим малышом. Попросила мужа передать мне крючок и моток шнура, потому что заказ был активный. Связала довольно быстро, но в Австралию сумки доставили только через три месяца. Это же был 2020 год, разгар пандемии – были очень сильные ограничения по почтовым отправлениям, грузы надолго задерживались на таможне. Посылки шли дольше обычного, но здесь все было понятно даже покупателям – никто за это злостных сообщений не писал. Должно быть, мои сумки настолько понравились, что даже долгое ожидание не вызвало негативных эмоций.
«СП»: Вы получили признание не только покупателей, но и профессионалов. Осенью 2022 года вы выиграли конкурс Best for life 2022 в номинации Design Green Design: Sustainable Design. Премия насчитывает больше 100 лауреатов, в числе которых такие крупные компании, как ВТБ, Midea, Toshiba, РЖД, СДЭК. Победу вам присудили за авторские аксессуары, созданные с заботой об окружающей среде. Что значит для вас эта победа?
– В душе я чувствовала, что достойна этой номинации, но в то же время было немного страшно, ведь такая победа – это большая ответственность. Такую награду надо уметь «носить». Сейчас я однозначно рада, что тогда подала заявку на участие. Эта победа добавила мотивации для дальнейшего развития.
«СП»: Вы вяжете сумки из природного джута. Как вы пришли к концепции экологичности в своих работах?
– Я считаю себя сторонницей осознанного потребления. Не люблю пластиковые пакеты, одноразовые бутылки. Джут мне очень понравился как материал для рукоделия. Фактура, приятная тактильность – он очень классный, замечательно смотрится в любом интерьере и в любой сумке! Сейчас осваиваю рафию – это тоже природный материал, пальмовый лист. В принципе любая многоразовая сумка – это уже про экологию. Уж лучше тысячу раз использовать сумку из полиэфирного шнура, чем тысячу одноразовых пластиковых пакетов – мои сумки выдерживают такой срок носки.
«СП»: Ваша идея получила высокий социальный отклик: за вашим блогом о дизайне сейчас следят 113 тысяч человек. Кто-то помогает вам вести соцсети?
– Свои аккаунты я веду сама. Сама с нуля продумала концепцию, стратегию развития и брендинг, организовала трафик потенциальных покупателей, используя ресурсы своих социальных сетей. Сейчас это уже полноценный проект, в котором есть физические товары – это сами сумки и цифровые – мастер-классы. Мастер-классы по вязанию крючком тоже создаю самостоятельно: придумываю модели, делаю фотографии процесса, верстаю электронные документы. В этих вопросах как раз нужна регулярность, дисциплина. Ну и красивые фото.
«СП»: Вы развиваете свой проект уже три года. Какие зреют дальнейшие планы?
– Проект по вязанию, который я создала – идеальная работа для меня, и одновременно – творчество и отдых. И у меня уже есть идеи, куда двигаться дальше.
«СП»: И куда же?
– Мечтаю о том, чтобы мои изделия стали признаком статусности, как сумка Birkin (смеется). Хочу открыть собственную мастерскую, обзавестись командой. В перспективе – открыть свой магазин и онлайн-школу на американском рынке.
Планирую сверстать все мастер-классы в одно издание и выпустить книгу, а также запустить онлайн-марафон по вязанию – это очень популярная тема на русскоговорящем рынке. Это будет совместное вязание определенной модели под моим руководством, в процессе я буду поддерживать участников и разъяснять им какие-то сложные моменты.
«СП»: Что можете посоветовать тем, кто хочет по вашему примеру стать успешным дизайнером эко-френдли сумок и аксессуаров?
– Если хочется добиться коммерческого успеха проекта, то нужна профессиональная команда. У меня получилось все сделать самой, но это скорее исключение: так не бывает, чтобы и подписчики сами пришли в таком количестве без рекламы, и со всеми рынками была дружба. Чтобы быстро стартовать в этой сфере, нужен начальный капитал, команда и, конечно, хорошая идея, что именно делать. Но я не исключаю и повторения моего пути. Есть много талантливых девочек, у которых точно получится! Я вижу их работы и просто восхищена. Главный совет – не копируйте! У вас не может быть так, как у кого-то. Делайте от души.
20.02.2023