В Пермском медицинском университете создали "Школу хирургов"

О пермской хирургической школе, о том, как сегодня готовят будущих хирургов, и об успехах "олимпийской сборной" Пермского государственного медицинского университета имени академика Вагнера "Российской газете" рассказал заведующий кафедрой факультетской хирургии №2, профессор Дмитрий Амарантов.

В Пермском медицинском университете создали "Школу хирургов"
© Российская Газета

Дмитрий Георгиевич, в университете создана "Школа хирургов". В чем ее основная задача?

Дмитрий Амарантов: "Школа хирургов" - инновация нашего вуза, созданная, чтобы системно и целенаправленно, с позиции современных образовательных технологий обучать студентов базовым навыкам оперативных вмешательств на более высоком, чем это предполагает стандартная учебная программа, уровне. В нее мы берем студентов шестого курса, которые уже достаточно укрепились в намерении стать хирургами, а также будущих акушеров-гинекологов, лор-врачей, то есть тех, чьи специальности связаны с мануальными навыками. Они так или иначе отрабатываются в ходе учебного процесса, но обучение в рамках школы отличается системностью и большей интенсивностью. Занятия нацелены на то, чтобы к концу шестого курса студенты овладели мануальными навыками на уровне квалифицированных молодых хирургов.

Занятия в "Школе хирургов" проводятся с середины октября. Прогресс меня поразил - ребята настолько целеустремленно работают, что рост мануальных умений идет семимильными шагами. Хотя изначально далеко не все пришли подготовленными.

Существует мнение, что хирурги - элита медицины. Как вы к этому относитесь?

Дмитрий Амарантов: На мой взгляд, выделять одну специализацию в качестве элиты неправильно. Каждый врач выполняет свою важную функцию. А особое восприятие хирургии, наверно, связано с образом профессии, в том числе на киноэкранах. Фильмы, сериалы зачастую снимают про тех, кто оперирует - держит в руках человеческую жизнь. Если на первом собрании первокурсников спросить, кто хочет стать хирургом, руки поднимут 90 процентов студентов. К шестому курсу таких остается процентов десять. Потому что по мере обучения, взглянув глубже в другие профессии, находят и в них массу интересного. Дело, как правило, не в каком-то разочаровании в хирургии, а именно в том, что другие направления медицины при более детальном знакомстве с ними становятся не менее привлекательными.

Какие возможности есть у студентов, чтобы получить практический опыт в хирургии во время обучения? Как оттачивать навык манипуляций?

Дмитрий Амарантов: Наше глубокое убеждение - учить нужно на биоматериале. Обычно это органы свиньи: кишечник, аорта, желудок. По структуре они достаточно близки к человеческим. Оборудование, инструментарий - те же, что применяются в медицинской практике. Есть и специальные тренажеры, например эндоскопический тренажер, имитирующий грудную или брюшную полость.

В него помещается орган и далее выполняются те же манипуляции, что и при настоящей операции. Первое, что должно хорошо работать у хирурга, - это голова, а затем руки, это проводник всех знаний и решений. Именно умение работать руками студенты и приобретают в "Школе хирургов".

Дмитрий Амарантов: "Школа хирургов" - инновация вуза, созданная, чтобы обучать студентов базовым навыкам оперативных вмешательств на более высоком, чем это предполагает стандартная учебная программа, уровне. Фото: ПГМУ

А как оттачивать навык работать головой?

Дмитрий Амарантов: Что все-таки отличает хирургию от многих других специальностей - это необходимость быстро принимать решения во время операции. И не всегда есть "хорошее" и "плохое". Бывает, из кучи вариантов возможно выбрать лишь "наименее плохое", когда клиническая ситуация неожиданно ставит тебя перед необходимостью изменить план, уже продуманный до мелочей. Умение быстро перестроиться, принять решение, не колебаться и следовать ему - то, что отчасти должно быть в характере, в крови. Но тренировать это умение возможно. Во время занятий в "Школе хирургов" мы моделируем и стрессовые ситуации, меняем задание по ходу выполнения манипуляций, чтобы приблизить условия к реальности.

Одной из предпосылок создания "Школы хирургов" стали успехи студентов на различных олимпиадах. Расскажите о последних достижениях команды.

Дмитрий Амарантов: Идея создания "Школы хирургов" принадлежит ректору ПГМУ Анне Благонравовой. Видя успехи нашей "олимпийской сборной", она поставила цель сделать так, чтобы не только эти "звездные" ребята, но и все, кто в будущем станут практикующими хирургами, повышали свой класс.

За последнее время наша сборная съездила в Тюмень на всероссийскую олимпиаду с международным участием по оперативной хирургии органов малого таза, где стала вице-чемпионом.

На поволжской олимпиаде "Первый шаг" в Саранске лучший результат в решении ситуационных хирургических задач и знании теории показал наш Даниил Швецов. На следующем, очном, этапе он прекрасно выступил в конкурсе ультразвуковой диагностики. Только по времени немного уступил хозяевам олимпиады, а по качеству - одинаково высокий результат. И общекомандное первое место в Саранске мы взяли.

Хирургию от многих других специальностей отличает необходимость быстро принимать решения во время операции

В Уфе недавно прошла олимпиада среди ординаторов, и наши ребята тоже никому не оставили никаких шансов на победу. Варвара Павлова получила кубок лучшего оперирующего ординатора, и другие ребята показали себя великолепно. Настолько хорошо они были мануально подготовлены, что победили даже в конкурсах не по своим специализациям. Будущий челюстно-лицевой хирург Валерия Кибанова лучше всех выполнила шов раны сердца, а наш травматолог Павел Курганов обошел всех нейрохирургов в операции на черепе.

Какое значение такие победы имеют для вуза и что дают самим студентам?

Дмитрий Амарантов: Для них участие в некоторых конкурсах обеспечивает дополнительные баллы при поступлении в ординатуру.

Но главное - в таких выступлениях ребята обретают уверенность, закалку, умение показать себя. А еще знакомятся и спокойно общаются со специалистами самого высокого уровня. И наконец, между "олимпийцами" устанавливаются крепкие дружеские связи. А для вуза выступление на олимпиадах - своего рода визитная карточка. Мы наглядно демонстрируем, что готовим высококлассных специалистов и у нас есть для этого вся необходимая база.

Как быстро развиваются и меняются технологии, методы, применяемые в реальной хирургической практике?

Дмитрий Амарантов: Технологический уровень медицины постоянно растет, держаться его вершин достаточно сложно. Какие-то наиболее продвинутые аппараты могут быть недоступны в Пермском крае, а иные представляют редкость в масштабе России и даже мира. Во время обучения студенты имеют доступ к современному оборудованию, с которым им предстоит начинать практику. Наша задача - дать определенную базу, чтобы в дальнейшем они могли осваивать новые технологии, технологии будущего. Перемены происходят довольно быстро. Помню, когда я начал работать, у нас на все Прикамье был единственный гибкий бронхоскоп, а сегодня это обыденность. И нынешние студенты тренируются делать бронхоскопию, гастроскопию с такими же инструментами, как в больницах, но на "фантомах".

Если мысленно переместиться на годы вперед, что, по-вашему, станет тогда привычным, хотя сейчас только зарождается?

Дмитрий Амарантов: Можно отметить, например, развитие роботохирургии. Есть роботизированная система, которая называется "Да Винчи". Она позволяет под управлением опытного хирурга проводить высокоточные операции с минимальным травмированием окружающих тканей.

Нейросети тоже внедряются в хирургическую практику. Они могут быть помощником, когда нужно провести, так скажем, холодный анализ всех проявлений болезни, оценить большое количество вводных данных. Но использование нейросети - это лишь один из способов всесторонне посмотреть на проблему, нигде они не стали и не станут заменой интеллекту любого врача, не только хирурга.