Российские грумеры рассказали, что в их работе больше любви, чем бизнеса

На открытом чемпионате по грумингу в Екатеринбурге в первый день 60, а во второй 70 собачьих и кошачьих парикмахеров наводили красоту пуделям, шпицам, спаниелям и другим хвостатым, включая несколько кошек. Мастера собрались из Москвы и Благовещенска, Омска и Новосибирска, впервые в российском конкурсе приняли участие китайские собачьи стилисты. Большинство грумеров работает в специализированных салонах, но есть и заводчики, которые набивают руку, готовя своих питомцев к выставкам.

Российские грумеры рассказали, что в их работе больше любви, чем бизнеса
© Российская Газета

Вообще-то к специалисту по стрижке и уходу ведут не только мохнатых модников или чемпионов-медалистов перед соревнованиями, но и бедолаг со свалянной в колтуны шерстью. Грумеры купают животных, стригут им когти, чистят уши, глаза и зубы, в их умелых руках питомцы преображаются и становятся не просто симпатичнее, но и счастливее.

Мы наблюдали, как животным делают стрижки для собачьих выставок - так называемый шоу-груминг. Если мастера и их мохнатые модели и волновались, это было не очень заметно. Например, йоркширский терьер Стася выглядела даже довольной, пока ее хозяин, 18-летний Данил Панов из Первоуральска, щелкал ножницами.

- Мама купила йорка, а заниматься с ним начал я. Повел на стрижку, увидел работу грумеров, и меня зацепило. Прошел обучение и уже год работаю, - рассказал Данил.

Несмотря на юный возраст, он уже дважды побеждал в конкурсах грумеров, в том числе международном, который проходил в Санкт-Петербурге.

Многие открывают груминг-салоны, потому что это модно, а потом разоряются. Чтобы быть успешным, надо иметь бизнес-план и специальные знания

Путь к стрижке собак Натальи Герасимовой получился длиннее. Она была преподавателем игры на фортепиано, потом вела занятия изостудии в детском клубе. Только пять лет назад, подружившись с девушкой-грумером, решила сделать свою любовь к животным профессией.

- Нисколько не жалею! Я люблю сам процесс, приятно, когда хозяева верещат от радости, увидев ухоженных питомцев. Это дает силы, даже когда работа дается нелегко. Здесь масса творчества. И еще: хотя эта профессия непростая, она достаточно денежная, - рассказывает Наталья, не отрываясь от стрижки задумчивого черного пуделя.

Наталья, Данил и еще сотни их коллег не заскучают без дела. Хотя бы один питомец есть у 71 процента россиян, об этом узнали Финансовый университет и компания "Ингосстрах", проведя исследование в 37 крупнейших городах страны. Но это в среднем, в Екатеринбурге, например, любителей животных гораздо больше - город на 6-м месте в России по числу любителей кошек и на 3-м по собачникам. Четверть опрошенных экономно тратит на питомцев меньше 500 рублей в месяц, половина - от 500 до 800 рублей. Выкладывает больше 800 рублей в месяц каждый десятый владелец. Они-то и водят собак и кошек на стрижку и маникюр.

Российское профессиональное сообщество грумеров постоянно растет. Этому способствует в том числе Роман Фомин, основатель школы груминга в Москве, единственный россиянин, который судил командные соревнования чемпионата мира в Бельгии. Он ведет курс в своей школе, 5-6 раз в месяц выезжает в командировки, помогая повысить квалификацию коллегам в российских регионах. Но, подготовив тысячи мастеров, Роман отказывается считать груминг бизнесом.

- В конце каждого вебинара я говорю, что это исключительно любовь. К категории настоящего бизнеса он не относится, не те деньги. Даже в смежной области, ветеринарии, совсем другие суммы. Здесь любовь, терпение и нормальный стабильный заработок для жизни. Притом что я один из самых успешных грумеров в нашей стране с финансовой точки зрения, я понимаю, что стоит чуть расслабиться, начать работать с выходными и отпуском - не заработаешь ничего, - заявляет Фомин.

- Мы те, у кого получилось сделать из груминга бизнес, - утверждает уральская коллега Романа Дарья Гоц. - Сейчас у нас 109 салонов, которые развиваются по франшизе, пять академий с лицензией, управляющая компания, собственное маркетинговое агентство и кол-центр, производство косметики для животных.

В 13 лет Дарье купили собаку, и девочка сама научилась ее стричь. К ней стали подходить на улице с просьбой привести в порядок шерсть питомцев. Пока не вышла замуж, стригла животных на дому, ездила по выставкам. Муж предложил заняться чем-то посерьезнее - стрижка "песиков", как называет их Дарья, казалась скорее хобби. Но семейное брокерство лопнуло в кризисный 2008 год, а заказы на груминг не прекращались. Тогда Дарья вернулась к любимому делу, и оно стало развиваться как экосистема.

- Была, например, проблема с кадрами - мы выстроили систему обучения. Поняли, что владельцы собак и кошек не видят смысла в груминге - занялись продвижением культуры содержания животных. Столкнулись с тем, что люди хотят открыть салон, но не знают как, - создали франшизу. Когда в 2020 году возникла проблема с косметикой, мы начали ее "импортозамещать", открыли производство. И вот таким образом, решая каждую проблему, создали компанию, которая может развиваться независимо от внешних воздействий, - рассказывает Дарья.

По ее словам, на открытие груминг-салона нужно 2-2,5 миллиона рублей, чтобы управляющая компания организовала проект под ключ. В этот пакет входят дизайн-проект, маркетинг, клиентская база, обучение персонала и подключение кол-центра. Активный и выполняющий все рекомендации франчайзи может рассчитывать примерно через 9 месяцев на прибыль от 200 до 350 тысяч рублей. Но без гарантии, конечно.

- Многие открывают груминг-салоны, потому что это модно, а потом разоряются. Чтобы быть успешным, надо иметь бизнес-план и специальные знания. Я видел салоны, обреченные на провал, где ресепшен оборудован круче, чем грумерская, - замечает Роман Фомин.

- Гузель, наш партнер из Уфы, получает сейчас выручку 1,2 миллиона рублей. То есть 200-300 тысяч прибыли у нее уже есть. Начинала с пары сотрудников, сейчас их 12. Владельцы привыкают к грумеру, часто приводят не одно поколение собак. И при этом приходят все новые клиенты - так наращивается выручка, - добавляет Дарья.

Китайский судья уральского чемпионата, грумер-наставник с 20-летним опытом Мэн Лин Чуан рассказал, что в Поднебесной это направление быстро развивается, притом уже сейчас в стране уход за собаками - на мировом уровне. Цены на услуги мастеров отличаются в разных провинциях, но в среднем грумер может заработать около 4000 юаней в месяц. На наши деньги это около 50 тысяч рублей - не так уж прибыльно. При этом китайские мастера демонстрируют отличную технику.

- Азиатских грумеров отличает дисциплина, четкий алгоритм. У них особая техника, даже ножницы другие, - объясняет Роман Фомин. - Россияне демонстрируют разнообразие техник, индивидуальный подход. С европейскими коллегами мы похожи, но наши грумеры, мне кажется, более трудолюбивы, они перфекционисты. Я на всех конкурсах болею за наших, и они никогда не разочаровывают.

Мохнатые модели терпеливо выносят долгие процедуры. Фото: Татьяна Андреева/РГ