В Москве состоялся VII Форум Woman Who Matters
9 декабря 2023 года в московском кинотеатре «Октябрь» прошёл VII Форум Woman Who Matters — знаковое событие для делового сообщества и женского коммьюнити России. В этом году мероприятие посетило 3000 гостей, на пленарных сессиях и с индивидуальными мастер-классами выступило более 85 спикеров в трёх параллельных потоках — предприниматели, топ-менеджеры компаний, инфлюенсеры и медийные персоны.
Фото предоставлено организаторами Форума.
Мероприятие открыли Анна Рудакова, основательница форума Woman Who Matters и образовательной среды WE University, Ольга Зинякова, президент сети кинотеатров «КАРО» и Анастасия Мануйлова, обозреватель отдела экономики газеты «Коммерсантъ», редактор приложения «Женское лидерство».
Анна Рудакова, основатель форума Woman Who Matters и образовательной среды WE University:
«Вот уже 7 лет наш форум освещает лучшие практики и проекты, реализованные женщинами или для женщин. В этом году мы добавили к нему трек женского предпринимательства — мы делаем это впервые, потому что чувствуем огромную потребность среди женщин, причём самого разного уровня — от женщин, которые ещё никогда в жизни не занимались бизнесом, от начинающих стартапов до продвинутых и успешных предпринимателей».
В центре внимания — женское лидерство
В центральной пленарной дискуссии «Женское лидерство» приняли участие женщины-лидеры крупных компаний из разных сфер и отраслей, от медицины до финансов.
«Ситуация с количеством женщин-руководителей в корпоративном секторе, за исключением нескольких отраслей, меняется довольно медленно. Очевидно, что не все кадровые обещания, которые давались компаниями, были реализованы. Вместе с тем, за последние 1,5 года мы видим рост женской экономической активности и предпринимательства», — охарактеризовала общую ситуацию Анастасия Мануйлова, обозреватель отдела экономики газеты «Коммерсантъ», редактор приложения «Женское лидерство».
ИТ сегодня — одна из самых быстрорастущих сфер бизнеса. По подсчётам Strategy Partners, в последние четыре года российский ИТ-рынок рос быстрее мирового более чем в два раза: на 12% в год против 5% в долларовом выражении. Сфера ПО и ИТ-услуг развивалась быстрее остальных сегментов, в среднем в 2019–2022 гг. рост составил 19,4%, что даёт хороший фундамент для увеличения количества рабочих мест.
Фото предоставлено организаторами Форума.
По оценкам генерального директора МТС Диджитал Оксаны Воробьёвой, в России более 700 тыс. вакансий в ИТ-сфере не обеспечено кадрами.
«При этом статистика, например, «Хабр Карьеры», показывает, что рост числа женщин в ИТ-отрасли совсем небольшой. В начале 2023 года показатель был на уровне 26%, а год назад — 25%. По данным hh.ru, доля женских резюме составляет 30% — это на 1% больше, чем годом ранее. У нас в МТС Диджитал ситуация аналогичная: 30% женщин в ИТ и та же динамика роста год к году», — поделилась генеральный директор МТС Диджитал. «Банки, особенно такие, как наш, со стороны могут показаться очень консервативными учреждениями, — говорит Наталья Пузырникова, руководитель Службы управления рисками и член Правления «Газпромбанка», — Мужчины здесь, действительно, платят за обед и открывают дверь. Но во время переговоров этого не чувствуется, ведь женщина-профессионал даст фору любому мужчине».
Как прокомментировала Пузырникова, женщина может быть не просто главой банка, но и главой Центрального банка:
«У нас есть прекрасная ролевая модель в этом деле, и мы видим, каких высот женщина может добиться в сфере финансов!»
В «Газпромбанке» действует собственный женский клуб, в который входят женщины-руководители самого разного уровня. Это помогает нетворкингу, а многие проекты банка родились именно в рамках неформального общения женского клуба.
Фото предоставлено организаторами Форума.
Свои программы действуют у «Совкомбанка».
«Мы запустили программы поддержки и создаём социальные инициативы, чтобы ломать стереотипы, с которыми женщины думают, что могут столкнуться в работе. Компании, которые не дают развиваться своим сотрудницам, будут экономически страдать и в итоге проиграют в конкурентной борьбе», — рассказала Анна Камбулова, управляющий директор ПАО «Совкомбанк».
В таких традиционно мужских сферах, как промышленность или строительство, ситуация с женским лидерством сильно отличается от компании к компании.
«В «СИБУР Холдинг» в 27 регионах работает почти 40 тыс. сотрудников, из них 31% — женщины. Наша компания входит в топ-25 компаний для построения женской карьеры, — рассказала на панельной дискуссии Марина Медведева, член правления и управляющий директор ООО «СИБУР», — А в СИБУР Диджитал и СИБУР НИОКР процент женщин ещё выше, 39% и 40% соответственно».
«СИБУР» реализует проект, одним из ключевых фокусов которого является развитие женского лидерства. Проект «Сообщество равных возможностей» стал победителем премии Woman Who Matters 2023 в номинации «Лучшая корпоративная практика в области многообразия и инклюзии (Diversity and inclusion)».
Фото предоставлено организаторами Форума.
Форум затронул не только темы бизнеса и лидерства, но и социальные вопросы. Так, в рамках панельной дискуссии «Социальная среда и развитие общества через благотворительность» председатель Попечительского совета БФ «Инклюзион», управляющий по устойчивому развитию Аффилированных компаний «Филип Моррис Интернэшнл» в России Ольга Лучина рассказала о проекте, который в этом году стал лауреатом премии Woman Who Matters в номинации «Программы, направленные на поддержку и интеграцию лиц с ограниченными возможностями в трудовую деятельность»:
«Более 5 лет я поддерживаю Центр творческих проектов «Инклюзион», который занимается развитием инклюзивного и социального театра и вижу, как постепенно меняется отношение общества к темам инклюзии и благотворительности. Через яркие спектакли нам удаётся говорить со зрителями о важных вещах, поднимать серьёзные и сложные темы. И через творческую самореализацию предлагать работающие варианты включения людей с инвалидностью не только в театральные постановки, но и в целом в культурную и общественную жизнь».
В обеденный перерыв участники пленарных дискуссий, спикеры и вип-гости форума продолжили обсуждение лидерских и бизнес-практик за вип-бранчем. Партнёром форума и бранча выступила компания Palais Royal Wine. Участники бранча смогли попробовать элегантное игристое вино под собственным брендом Galoppo Favorito — яркий проект Юлии Кавнадской и итальянской винодельни.
Не только обсуждать, но и учиться
В формате панельных дискуссий на Форуме Woman Who Matters были представлены темы женского лидерства, управленческих стратегий, личного бренда, развития карьеры женщины в корпорациях, благотворительности и социальной среды, инвестиций, а также здорового образа жизни и долголетия.
А вот практическими рекомендациями, инструментами и методиками для роста бизнеса и саморазвития эксперты форума поделились в формате индивидуальных выступлений — они шли в трёх параллельных залах, на многих из них был настоящий аншлаг.
Серийный предприниматель и основатель крупнейшего в России бренда натуральной косметики Рада Русских предложила участникам форума «не откладывая установить новый софт»:
«В школах и институтах вас учат хардам, то есть hard skills, узконаправленным знаниям. А вот софты, soft skills, там не устанавливают — это то, что нужно развивать в себе самому, и мы исправим это прямо сейчас», — заинтриговала слушателей предпринимательница.
Рада Русских провела мастер-класс по теории спиральной динамики, которую в середине прошлого века развивал Михай Чиксентмихайи, наиболее известный благодаря своей идее «потока».
Спиральная динамика представляет собой модель эволюционного развития людей, организаций и общества, на вершине которой находятся так называемые «бирюзовые» компании (среди примеров бирюзовых компаний в России — «ВкусВилл», «Аскона», Mindbox и другие). Рада дала советы, как строить отношения с партнёрами и сотрудниками, которые находятся на разных ступенях развития по этой модели.
Фото предоставлено организаторами Форума.
Михаил Саидов, основатель Академии Экспоненциального коучинга и IMCP, член Коучингового Совета Forbes в США, в своём выступлении «Что в голове у женщин, которых никто не может выбросить из своей головы» рассказал о том, как выглядит визионерство.
«Секрет людей, о которых все думают, не только женщин, но и мужчин, довольно очевиден — они смогли создать шедевр в своей области, я ещё не встречал исключения из этого правила», — поделился Михаил Саидов в своём онлайн-выступлении из Канады.
Для создания реального шедевра в своей области нужно следовать трём принципам:
«Делать то, что вызывает обсессию, одержимость. Делать это долго. Принять, что эмоциональная боль — это точка зрения, а не реальность». «Когда вы расплачиваетесь за продукты в супермаркете, вы редко возмущаетесь несправедливости того, что вам нужно отдать деньги кассиру. Для нас — это просто реальность, в которой мы обмениваем деньги на продукты. Риск и связанные с ним возможные провалы — это такая же цена. И чем обыденнее мы к ней относимся, тем выше вероятность того, что мы создадим шедевры, если будем следовать первым двум принципам», — обратился к залу Михаил Саидов.
В своём мастер-классе актриса, режиссёр, основатель Ораторской Школы МГИМО и лаборатории ораторского мастерства и актёрского искусства «Реформа Лаб» Алиса Старовойтова не только рассказала о языке лидерства в своём выступлении «Кто такой оратор нового века?», но и помогла участникам форума раскрепоститься, а после выступления — организовать эффективный нетворкинг благодаря разноцветным карточкам, спрятанным под сиденьями слушателей.
«В современном мире от оратора требуется не просто умение красиво говорить, но и способность адаптироваться к быстроменяющимся средам и технологиям, — отметила в своём выступлении Алиса Старовойтова, — Если раньше акцент делался на риторике и структуре речи, то сейчас важнее умение устанавливать связь с аудиторией, использовать цифровые технологии и быть готовым к взаимодействию с аудиторией, а не просто к одностороннему общению. С появлением социальных сетей и онлайн-платформ, ораторы столкнулись с необходимостью освоения навыков виртуальных выступлений, что включает в себя работу с веб-камерой, управление вниманием дистанционной аудитории и применение интерактивных элементов».
Фото предоставлено организаторами Форума.
Тему удержания внимания аудитории продолжили участники панельной дискуссии «Личный бренд в лицах».
«Сильная сторона в построении личного бренда — это любовь к людям. Мы психологически так устроены, что человек подсознательно больше доверяет тому, на кого он похож, чья подача информации и видение мира ему близки», — отметила Зина Шамоян, психолог-психотерапевт, основатель и преподаватель Академии результативно-практической психологии и психотерапии.
По её мнению, женщине гораздо легче выстроить сильный личный бренд, так как женщины более эмпатичны, вызывают больший эмоциональный отклик и доверие, особенно через раскрытие архетипа матери.
«Если говорить о хейте, с которым сталкивается любой, кто использует соцсети для развития личного бренда, то чтобы меньше от него триггериться, стоит помнить, что в негативе больше роста, чем в похвале. Негатив — это способ увидеть, где я сам с собой нечестен. Негатив — это точка роста, через которую в итоге повышается доверие», — поделилась Шамоян, у которой самой сотни тысяч подписчиков в социальных сетях.
Школа экспорта РЭЦ провела на форуме 2 мероприятия — мастер-класс «Финансовые страхи предпринимательниц и лайфхаки, как их побороть» и бизнес-разбор для предпринимателей, которые планируют или уже осуществили вывод своей продукции на экспорт. На мастер-классе участницы получили лайфхаки по конструктивному взаимодействию с банками, узнали, как проконтролировать работу своего главного бухгалтера, проработали реальные кейсы.
Фото предоставлено организаторами Форума.
На бизнес-разборе наставник и федеральный тренер Школы экспорта РЭЦ Анна Кочемасова помогла основательнице и идейному вдохновителю бренда «Волшебная мелочь» Дарье Федуловой разобраться и спланировать дальнейшие шаги по выходу на экспорт. Её компания производит баночки безе с «пыльцой единорога» восьми разных вкусов.
«Форум стал для нас новой площадкой для конструктивного бизнес-диалога с женщинами, которые возглавляют бизнес и владеют им, и при этом задумываются об экспорте своей продукции и услуг. Живой интерес в глазах, яркий отклик участниц показал, что новая программа Школы экспорта РЭЦ «Женское дело», элементы которой мы продемонстрировали на мастер-классе, а также экспортное наставничество, которое реализуют наши лучшие наставники, востребованы бизнесом. Во времена структурной перестройки экономики и диверсификации внешних рынков наши продукты становятся опорой и поддержкой для предпринимателей», — отметила генеральный директор Школы экспорта РЭЦ Алиса Никитина.
Нашлось на форуме место и самым настоящим научным дискуссиям о будущем. Елизавета Гончарова, кандидат компьютерных наук, научный сотрудник группы FusionBrain Института искусственного интеллекта AIRI, выступила с докладом «Генеративный искусственный интеллект. Как нейросети стали настоящими виртуальными ассистентами?» Спикер отметила, что с развитием нейросети приобретают новые способности, даже те, на которые не были специально обучены.
«Например, обучаясь только на одном языке, они могут легко обрабатывать и выдавать результаты на другом. Помимо этого, модель может писать программный код, не будучи специально подготовленной к этому. А ещё ИИ отлично учится льстить пользователям в процессе общения», — рассказала учёный.
Почти 2 года назад Woman Who Matters вышел за рамки ежегодного мероприятия — был дан старт образовательной среде WE University, которая адаптирует лучшие практики в области образования и опыт профессионалов и превращает их в доступные знания для каждого. На сегодняшний день участниками программы WE University являются 3000 человек из 52 стран мира.
Фото предоставлено организаторами Форума.
Среди партнёров и участников Woman Who Matters 2023 — компании Authentica, 5lb nutrition, TRAWA oil, Press Gurwitz Perfumerie, Manifik, Sentimi, RusseQuelle, Dry&Go, Bookwings, NIQA patisserie & cafe, PETRA eco village, Amiimania, GIRL POWER.
По традиции партнёром события стал бренд CHRISTINA FITZGERALD — он всеобъемлюще поддержал тему женского лидерства и предпринимательства.
Впервые в этом году партнёром мероприятия стал AVEDA — американский бренд, который включает профессиональные продукты для окрашивания и средства для ухода за волосами. Также к числу партнёров форума в этом году присоединились телеканал ЮТВ и цветочная компания «Ирис».