Войти в почту

Свыше 25 проектов и сотрудничество с 70 странами: итоги 2023 года в сфере креативных индустрий

В 2023 году Агентство креативных индустрий (АКИ) реализовало более 25 проектов для индустрии моды, дизайна, музыки, арта, издательского дела, кино и других. В них приняли участие свыше трех тысяч человек. Также было организовано несколько масштабных мероприятий. Среди них городской фестиваль «Российская креативная неделя. Москва-фест», который посетили более 150 тысяч человек, и международный форум BRICS+ Fashion Summit — его участниками в офлайн- и онлайн-формате стали 3,5 миллиона человек. Кроме того, в прошлом году АКИ сделало упор на международное направление — налажены контакты более чем с 70 дружественными странами.

Свыше 25 проектов и сотрудничество с 70 странами: итоги 2023 года в сфере креативных индустрий
© Mos.ru

Индустрия кино

В 2023 году проект «Москва — город кино» был признан лучшим в номинации «Проект в области развития территории» Российской национальной премии в сфере креативных индустрий (Russian Creative Awards).

Агентство креативных индустрий участвует в реализации ряда крупных городских проектов, в том числе в рамках кинокластера «МЕТМАШ» и Московской цифровой киноплатформы.

Сегодня кинокластер «МЕТМАШ» — это 12 компаний-резидентов, съемочные павильоны, центр реквизита и костюмов, событийно-выставочный общественный центр и центр материалов. Реконструкция «МЕТМАШа» началась в прошлом году, а первые съемки прошли в марте 2023 года. В 2023-м отснято 14 кинопроектов, среди которых «Тетя Марта — 2», «Абрек», «Сальто-мортале», «Ивановы — Ивановы», «Последний богатырь — 4», «Недетское кино» и другие.

В декабре прошлого года в «МЕТМАШе» открылся склад костюма и реквизита «Жар-птица», который ранее находился на Перовском шоссе. Благодаря переезду на новое место площадь склада увеличилась с тысячи до девяти тысяч квадратных метров. Первая очередь дома костюма и реквизита площадью более трех тысяч квадратных метров уже открыла свои двери. Всего в нем хранится около пяти миллионов предметов. Например, на складе находятся копии таких кинокартин, как «Иван Грозный», «Сердце пармы», «Матильда», «Золотая Орда», «Лед», «Пальма», «Бременские музыканты», «Мастер и Маргарита». Фонд костюмов и реквизита регулярно пополняется предметами из разных стран мира.

В пилотном режиме в конце сентября 2023 года заработала Московская цифровая киноплатформа — единая точка доступа ко всему комплексу городских услуг и сервисов для кинопроизводства. В их числе аренда павильонов и студий, а также костюмов, реквизита, оборудования и организация натурных съемок на знаковых площадках и объектах. Платформа позволяет кардинально изменить подход к согласованию съемок в городе — аренда павильона или площадки становится такой же простой, как бронирование гостиничного номера. С момента запуска платформы было подано более 370 заявок от продакшн-компаний на киносъемки в Москве. На платформе в настоящее время можно выбрать более 330 площадок и объектов, среди которых исторические и современные улицы, усадьбы, особняки, музеи и библиотеки, вузы, школы, больницы, промышленные предприятия и даже парковки.

Пользователям киноплатформы доступны 3D-модели и панорамы некоторых зданий из проекта «Цифровой двойник Москвы». Они позволяют оценить, как выглядит площадка и что находится вокруг нее. Пока эта опция доступна для спортивных объектов, но их число будет увеличиваться, как и количество киноплощадок, представленных на киноплатформе.

В 2023 году в Москве создан уникальный проект «Центр материалов» в рамках кинокластера «МЕТМАШ». Это первая в России онлайн- и офлайн-площадка, которая объединяет дизайнеров и производителей материалов более чем из 10 стран мира: Китая, Турции, Таиланда, Узбекистана, Индии, Индонезии и других. На платформе «Центра материалов» представлено свыше трех тысяч образцов с широкой ассортиментной матрицей. У каждого материала есть сопровождающая карточка с подробным описанием, характеристиками и фотографиями. Можно выбрать нужный товар, добавить его в корзину, указать необходимое количество и оформить заказ. На площадке откроется зона трендов. На сайте центра уже есть раздел «Тренды», где можно скачать трендбуки. Кроме того, в центре появится многофункциональное пространство, в котором будут проводиться международные байерские сессии, лекционная и презентационная зоны, выставочный зал, швейный коворкинг, зоны производств и фото- и видеостудии для создания контента. В рамках проекта «Центр материалов» откроется тренд-бюро, где российские предприниматели смогут узнать об актуальных тенденциях и будущих макротрендах в мире моды.

Ключевые мероприятия и проекты

Весной прошлого года запущен специальный проект в сфере легкой промышленности «Фабрика легпрома». Его цель — пополнение рынка профессиональными кадрами, удовлетворение спроса при их дефиците и популяризация прикладных профессий. В программе приняли участие выпускники профильных вузов по направлению дизайна или конструирования одежды, а также те, кто имеет профильное среднее специальное образование, начинающие и уже опытные специалисты. Обучение проходило по четырем специальностям: швеи, конструктора, закройщика и технолога.

Кроме того, в 2023 году АКИ провело несколько модных маркетов. Это одна из популярных мер поддержки предпринимателей — им предоставляют бесплатные площадки для реализации продукции. Формат успешно протестировали на маркетах Московской недели моды, фестивалях «Российская креативная неделя. Москва-фест» и «Город твоих идей». На маркетах дизайнеры могут найти новую аудиторию, увеличить прибыль, настроить каналы коммуникации с потребителями и партнерами. Совокупный доход от продаж на них в прошлом году составил 27,8 миллиона рублей.

В августе прошлого года завершился совместный проект Агентства креативных индустрий и универмага «Телеграф» — «Секция московских дизайнеров». 60 московских дизайнеров презентовали коллекции в одном из крупнейших торговых центров Москвы и получили возможность развития своего бренда. Общий товарооборот «Секции московских дизайнеров» составил 27,2 миллиона рублей (22,4 процента от общего товарооборота универмага).

Знаковым проектом 2023 года для моды стал международный форум BRICS+ Fashion Summit. Он объединил дизайнеров, основателей брендов, представителей легкой промышленности и экспертов более чем из 60 стран мира. Гостями мероприятия и зрителями онлайн-трансляций стали 3,5 миллиона человек. Участники обсудили перспективные направления для международного сотрудничества, развитие предпринимательства, применение современных технологий и сохранение культурного наследия в сфере моды.

С 3 по 9 июля 2023 года в Парке Горького, «Зарядье», «Музеоне», на территории центра современного искусства «Винзавод» и в других популярных местах столицы прошел городской фестиваль «Российская креативная неделя. Москва-фест». Его цель — познакомить гостей с креативным классом, создаваемой им продукцией, повысить спрос на продукты и услуги творческих предпринимателей. Фестиваль объединил творческих людей из России и дружественных стран. Самыми посещаемыми его площадками стали ВДНХ и Кузнецкий Мост — пять тысяч человек посмотрели там спектакли и модные показы. Всего же организаторы провели свыше 800 мастер-классов, концертов, киносеансов и лекций. К ним присоединились больше 150 тысяч человек из Москвы, 35 других регионов России и еще 19 стран мира.

Один из ключевых проектов АКИ — конкурс «Фабрика дизайна 2.0». В числе его задач — включение индустриального дизайна в производственные цепочки российских промышленных компаний, создание качественных оригинальных импортозамещающих дизайн-решений для отечественных производителей, а также выстраивание коммуникаций между московскими дизайнерами и крупными заказчиками. Конкурс помогает взаимодействовать дизайнерам, производственным и экспортно ориентированным компаниям, бизнес-сообществу и экспертам индустрии для создания новых продуктов отечественной промышленности, обеспечивающих конкурентоспособность российской экономики на международных рынках и технологическую независимость и отвечающих на запросы населения страны. За год в проекте представлено 359 задач от 190 компаний-заказчиков. В нем приняли участие 660 дизайнеров из 57 регионов России.

Еще один проект, направленный на развитие индустрии дизайна — конкурс «Дизайн-цех». В его рамках дизайнеры создают востребованную сувенирную продукцию для городских и федеральных организаций и бизнес-структур. Например, в 2023 году участники проекта разрабатывали концепции для АО «ЦНИИмаш», ВДНХ, кластера «Ломоносов», Музея русского импрессионизма, Мостуризма, Третьяковской галереи, музея-заповедника «Царицыно», Мосгорпарка, Музея Москвы, центра «Зотов», Театра имени Владимира Маяковского, кинокластера «МЕТМАШ» и других компаний. В прошлом году участниками трех конкурсов и двух специальных треков «Дизайн-цеха» стали более 360 креаторов.

АКИ сопровождает партнеров и после окончания конкурса: помогает найти производителя для реализации дизайн-решений, организовать коммуникацию с участниками для доработки проекта, информационно поддерживает выпуск продукции.

Поддержка издательств

При поддержке АКИ 10 московских издательств приняли участие в Шанхайской международной детской книжной ярмарке, на которой впервые представили свою продукцию партнерам из Азиатско-Тихоокеанского региона и дружественных стран на собственных стендах. Три дня Шанхай принимал издателей, иллюстраторов, литературные агентства и национальные ассоциации в рамках ярмарки, которая проходила с 17 по 19 ноября. Было проведено 405 бизнес-встреч с зарубежными представителями книжного рынка. Отечественная литература вызвала необычайный интерес у участников деловой зоны. Секция московских издательств была наполнена посетителями в течение всего времени работы ярмарки.

После окончания ярмарки книги 10 московских издательств, участвовавших в ярмарке при поддержке АКИ, были переданы Русскому клубу в Шанхае для поддержания у детей связи с русской культурой.

В апреле и декабре при поддержке АКИ к международной книжной ярмарке Non/fiction присоединилось 40 московских издательств, которые продали 8,1 тысячи книг на сумму 7,9 миллиона рублей. Также АКИ провело 32 мероприятия, вошедших в деловую и публичную программы.

Поддержка арт-индустрии

Агентство креативных индустрий реализует ступенчатую систему поддержки молодых представителей сферы искусства. С помощью АКИ они участвуют в ярмарке «Арт-Москва», маркете Win-Win, а также в специальном проекте агентства «Арт. Практикум». Благодаря этому художники взаимодействуют с представителями индустрии и получают возможность в будущем размещать свои работы уже в составе галерей.

Кроме того, совместно с ярмаркой «Арт-Москва» АКИ разработало комплексную программу по продвижению молодых перспективных художников «Арт. Практикума». По итогам интенсива под руководством профессионалов арт-индустрии участники практикума подготовили свои портфолио, резюме и проект — художественное высказывание. Лучшие участники «Арт. Практикума» представили свое творчество на ярмарке «Арт-Москва» — в секции АКИ приняли участие 15 художников. Общая сумма продаж составила более 1,8 миллиона рублей.

В проекте «Арт-фабрика» из 60 попавших в финал работ эксперты и заказчики выбрали 12 — они украсят городские пространства и территории жилых комплексов. Всего на конкурс подали 200 заявок проектов, разработанных для 10 заказчиков, среди которых центры госуслуг, спортивный комплекс «Лужники», Международный центр самбо, площадка «Панорама 360», финансовый институт развития в жилищной сфере «ДОМ.РФ» и крупные застройщики. Победителями стали девять участников.

Программа обучения

Для подготовки предпринимателей и топ-менеджеров, ориентированных на развитие рынка креативных индустрий города Москвы, разработана дополнительная профессиональная образовательная программа повышения квалификации «ПРО. Креатус». Формат обучения очный с применением дистанционных образовательных технологий. За все время было подано более 400 заявок на обучение, а отбор прошли свыше 100 компаний, работающих в сфере музыки, кино и анимации, программного обеспечения и компьютерных игр, рекламы, медиа, издательского дела и других направлениях.

Агентство креативных индустрий запустило и онлайн-курс «Креатус онлайн». В нем участвовал 361 человек, 223 из них успешно прошли тестовое задание и получили сертификаты. После завершения программы онлайн-курс доступен бесплатно на сайте агентства, а сертификаты о его прохождении получили более 60 человек.

АКИ также провело три девятидневных резиденции проекта «Фабрика музыки». Его цель — показать важность менеджеров и продюсеров, ключевых фигур для развития карьеры артиста и его продвижения. Они помогают выпускать и презентовать треки, а также определиться с позиционированием и ярко выйти в медиапространство. По результатам проекта на стриминговые площадки выпущено 48 музыкальных композиций артистов. Песни собрали более 1,1 миллиона прослушиваний. Кроме того, участники «Фабрики музыки» выступали на концерте в Парке Горького и на городских мероприятиях. Два трека выпускников проекта стали саундтреками популярному российскому сериалу.

В ноябре — декабре 2023 года АКИ организовало цикл лекций в московских вузах по темам дизайна, маркетинга и рекламы. Эксперты в этой сфере делились опытом и идеями с молодыми представителями креативных индустрий. В проекте приняли участие Российский экономический университет (РЭУ) имени Г.В. Плеханова, Московский политехнический университет, Национальный институт дизайна, Universal University и Институт бизнеса и дизайна B&D.

Креативный центр услуг

В Агентстве креативных индустрий также действует креативный центр услуг для бизнеса — служба одного окна для тех, кто хочет начать и развивать свое дело в области креативных индустрий. Здесь можно получить консультацию о мерах поддержки бизнеса в сфере налогов и законодательного регулирования, помощь в оформлении пакета документов на субсидии, поддержку в продвижении проектов. За 2023 год в центре консультации получили более тысячи представителей креативных индустрий. Из них 21 процент планирует начать свое дело в этой области, а 79 процентов либо только зарегистрировали, либо активно развивают свой творческий бизнес. По сравнению с 2022 годом количество обращений увеличилось на 60 процентов.

Международные связи

Благодаря собственному бренду агентство является входной точкой на главные российские и международные рынки для представителей креативных индустрий, а также коммуникационной площадкой для сбора новаторских идей и получения обратной связи. За прошедший год налажено сотрудничество с 70 странами, а также проведено три крупных городских мероприятия с привлечением международных партнеров.

В рамках международного взаимодействия АКИ организовало бизнес-миссии и принимало гостей в Москве. Были достигнуты договоренности о сотрудничестве и подписан ряд соглашений. Среди стран-партнеров Аргентина, Бразилия, Венгрия, Венесуэла, Вьетнам, Италия, Индонезия, Куба, Объединенные Арабские Эмираты, Южная Корея, Турция и другие.

Так, подписаны соглашения о сотрудничестве с таиландскими Агентством креативной экономики и Текстильным институтом. В центр материалов поставлено 300 образцов тканей и фурнитуры из этой страны. Организовано участие Агентства креативной экономики и представителей креативного бизнеса Таиланда в мероприятиях городского фестиваля «Российская креативная неделя. Москва Фест».

Кроме того, с 4 по 9 ноября 2023 года продюсерские компании из Индии посетили главные киноплощадки Москвы. Гости побывали в кинокластере «МЕТМАШ», кинопарке «Москино» рядом с деревней Юрово в Троицком административном округе, Государственном дворцово-парковом музее-заповеднике «Останкино и Кусково», а также в киностудии «Мосфильм». Результатом визита стали предварительные договоренности о проведении съемок в Москве, об аренде павильонов и оборудования, а также о привлечении к работе в кино различных специалистов.

Будущее креативных индустрий

12 декабря 2023 года прошло шоу-презентация проекта Агентства креативных индустрий и Федерации креативных индустрий Moscow. 100 Most Creative Russians. Были представлены 100 человек, которые станут определять будущее креативных индустрий, представлять и популяризировать творческие проекты на различных мероприятиях, в медиапространстве и СМИ, а также на международных рынках.

Для определения ключевых персон креативных индустрий АКИ и Федерация креативных индустрий провели опрос среди двух тысяч человек, профессионально работающих в творческих сферах. Респондентами стали отраслевые эксперты, лидеры общественного мнения, топ-менеджеры, творческие предприниматели и различные объединения. Полученные данные были проанализированы с учетом рекомендаций специальной экспертной комиссии. Итоги размещены на специальной странице сайта Агентства креативных индустрий, а также на сайте.