Дальневосточные дизайнеры рассказали, как уйти от стереотипов
Эксперты говорят, что наступило время локальной моды, когда людям уже не интересны глобальные культурные тренды и им хочется знать, что происходит в каком-нибудь удаленном регионе. Например, на Дальнем Востоке, который вызывает необыкновенный интерес, потому что там успешно работают свои модельеры и дизайнеры, активно развивается фэшн-индустрия. Откуда взялись ее действующие лица?
Рисующая тканями
О дизайнерском деле якутянка Анжелика Кириллина даже не думала, просто с детства любила красиво и ярко одеваться, чтобы выглядеть не так, как все.
- Мама была первой модницей в селе, любила красиво одевать нас с сестренкой, шила и заказывала нам всевозможные наряды, привозила украшения. Поэтому мы любители одеваться ярко и нестандартно, - вспоминает Анжелика.
Девушка долго не могла найти себя: училась в медицинском, затем в юридическом и даже в институте управления, занималась коммерцией, работала в общепите, строительстве. Но судьба никому даст свернуть с нужного пути. В самый сложный момент, когда она с головой ушла в заботу о здоровье маленького сына, а творчество было далекой неиссякаемой мечтой, будущий дизайнер обратилась за помощью… к экстрасенсу.
- Она сказала, что нужно лишь начать и все пойдет само. Рассказала все, что будет дальше и дала мне тот самый волшебный пендель, - смеется Анжелика.
Она последовала совету. В 2013 году феерично победила на "Неделе моды в Якутске". Следующие конкурсы и фестивали дали понять, что мир моды и красоты ждет именно ее. Тысячи людей хотят одеваться ярко, по-новому! В течении всего одного года из домохозяйки Анжелика превратилась в востребованного дизайнера одежды.
Ее революция началась с якутской национальной одежды. Нарушая каноны, она смешивала несовместимые, казалось бы, ткани, использовала многослойность. Художник как будто рисует тканями. Сначала выбирает основную, а потом на нее наслаивается весь образ. Талантливый модельер умеет подбирать цвета и фурнитуру так, чтобы они смотрелись гармонично, не боится никаких экспериментов. Только потом Анжелика узнала, что стиль, в котором она работает, называется "бохо" и олицетворяет дух свободы.
Анжелика Кириллина: Для меня нет несовместимых вещей. Фото: Из архива Анжелики Кириллиной
Были и те, кто считал сочетание стилизованных национальных платьев с повседневными джинсами "оскорблением якутского народа". Но теперь на празднике Ысыах в Якутии можно увидеть все больше и больше людей в таких нарядах.
Со своей первой коллекцией "Богемная Якутия" начинающий модельер ездила на московскую Неделю моды и зарубежные конкурсы этнической моды. После тщательного отбора выступила на закрытом показе, посвященном 250-летию Российской академии художеств вместе с мэтрами Валентином Юдашиным, Вячеславом Зайцевым и Ириной Крутиковой. О чем еще можно мечтать?
Сейчас Анжелика Кириллина одевает якутских звезд эстрады, медийных персон и творческих людей. Ее наряды украсили волшебный фильм-сказку про старушку Бейберикян, видеоклип рэпера L"one "Якутяночка". Она выпустила спортивную линию, создала свой бренд, продвигает "бохо" в массовую моду и проводит мастер-классы для тех, кто хочет научиться сочетать и комбинировать…
Анжелика Кириллина намерена оставить тему якутского национального колорита. Нужно двигаться дальше.
- Я выросла и поняла, что могу сделать нечто большее. Сейчас умею собирать образы из чего угодно, в любом стиле. Для меня нет несовместимых вещей. С большой благодарностью расстаюсь с якутскими национальными традициями и иду познавать мир. На самом деле нет разделения народов, наций, культур. Все мы - одно целое. Как многофактурные наряды "бохо", люди могут отлично дополнять друг друга, - считает Анжелика. - Моя мечта сказать об этом на понятном всем языке моды.
Лада Котова: Быть дальневосточным дизайнером - это выгодно и круто. Фото: Из архива Лады Котовой
Проекты преображения
Хабаровчанка Лада Котова называет себя не модельером, а модным продюсером. И не случайно. Ей давно не интересно шить просто красивую одежду. Для своих клиентов она создает уникальные образы, которые помогают раскрыть их внутренний мир.
- Для меня дизайнер это тот, кто создает что-то свое, уникальное, этим он отличается от швеи, которая просто отшивает модель по картинке. Моя миссия - сделать эксклюзивную модель специально для конкретного человека, - говорит Лада. - Люди обычно приходят в ателье, показывают платье в журнале и просят сшить такое же, а потом расстраиваются, если оно сидит не так хорошо, как на модели. Просто им никто не объяснил - подойдет им это изделие или нет. Мой бренд - о доверии. Ко мне идут те, кто готов дать мне свободу действий. И в результате они всегда получают больше того, что увидели на примерках.
Она не шьет платье или костюм, для нее всегда любой заказ - это проект по преображению. Модельер делает снимки "до" и "после", чтобы продемонстрировать людям, как они могут измениться благодаря одежде. Улучшается осанка, появляется счастливый блеск в глазах...
- Человек понимает, что это за вещь, куда он будет в ней ходить. Почему она про него, - отмечает дизайнер. - Конечно, такие изделия никогда не будут стоит так, как одежда из масс-маркета. Они дороже минимум в три-четыре раза. Но люди, которые готовы за это платить, понимают для чего им это.
Стиль "бохо" - это многослойность. Фото: Из архива Анжелики Кириллиной
Шить Лада начала еще в детстве. Бабушка привела третьеклассницу в кружок декоративно-прикладного творчества. Девочка оказалась в одной группе со старшеклассницами, поэтому сразу начала работать "по-взрослому". Раскрыть потенциал Ладе Котовой помог фестиваль "Студенческая весна".
- Я училась в Тихоокеанском государственном университете, вела танцевальный кружок и в какой-то момент поняла, что для меня нет развития в этой нише. Подумала, а почему бы не объединить направления "хореография" и "фэшн"? Верила, что именно это выведет меня на новый уровень. Хотелось рвать шаблоны и показать всем, что миру моды можно дать новое дыхание, объединив жанры, - вспоминает хабаровчанка.
Она собрала команду из непрофессиональных моделей, рост и фигура которых не соответствовала меркам подиумной индустрии. Людей, которые просто были талантливы в своем деле. А после подготовила концепт для шоу-проекта "CONTRAST" и сшила коллекцию. Не все верили в эту затею, многие критиковали ее, считали, что ничего не получится. Но упорство принесло результаты.
Уже в первый год коллектив под названием "VARIаЦИЯ" занял первое место на региональном этапе "Студенческой весны" в Хабаровском крае. А на следующий год новый фешн-проект "REVOLUTION" вдохновленный фильмом "Матрица" и исполненный в стиле "Киберпанк" завоевал гран-при в Хабаровском крае и стал лауреатом первой степени в номинации "Синтез-номер" на всероссийском этапе фестиваля в Самаре.
Коллекцию для шоу-проекта "CONTRAST" сшила Лада Котова. Фото: Из архива Лады Котовой
- За звание лучших боролись около пяти тысяч участников со всей страны. Это была серьезная школа жизни. Она стала отправной точкой для дальнейшей работы, - говорит Лада. - Я рассказывала о команде в соцсетях, и на нас вышли московские организаторы, которые ежегодно проводят модную битву в одном из крупных городов страны. В тот раз они собирались во Владивосток и пригласили нас.
На всероссийской модной битве во Владивостоке Лада обрела полезные знакомства. Теперь она не только представляет свои работы по всей России, но и помогает другим дизайнерам, рассказывает, где можно проявить себя. Она считает, что объединяясь, можно достигать большего.
- Сейчас двигаться поодиночке невыгодно. Самое классное - предлагать партнерство. Я нацелена на то, чтобы искать таланты и работать с теми, кто хочет продвигаться, но по каким-то причинам не может. На Дальнем Востоке очень много возможностей для дизайнеров, - уверена Лада Котова. - Самое простое решение - взять чемодан и уехать в Москву или в Питер. У меня тоже были такие мысли. Но я поняла, что талантливых людей там тысячи, а здесь я одна из лучших. Есть стимул развивать свое дело в Хабаровске. Быть дальневосточным дизайнером - это выгодно и круто. Пока запад России гонится за холодными трендами, мы можем все это проанализировать и сделать что-то свое. И здесь хватает талантливых людей, чтобы продвигаться.