В прошлых материалах мы рассказывали, какие IT-тренды повлияют на бизнес в 2024 году и на что стоит обращать внимание лидерам. Теперь поговорим о том, как в этом году развивать сотрудников. Перевели главное из отчета Udemy Business об актуальных тенденциях и задачах в этой области.

Skill-based подход

Чтобы добиться успеха, компаниям стоит сфокусироваться на реальных навыках вместо, например, должностей и формальных показателей квалификации. Другими словами, нужно отказаться от подхода «Нам нужны люди, которые могут занять такие-то позиции» в пользу установки «Нам нужны люди с такими-то навыками». Важны не дипломы и сертификаты, а реальный опыт и компетенции. Это откроет новые возможности для развития сотрудников, привлечения талантов и повышения бизнес-результатов.

Изменить таким образом организационную структуру и управление командой помогут технологии. По данным Deloitte, 3 из 5 руководителей говорят, что искусственный интеллект и автоматизация процессов станут главным инструментом при внедрении skill-based подхода. Это позволит компаниям быстрее перестроиться и получить конкурентное преимущество.

По оценкам Gartner, более 30% навыков, которые были необходимы еще три года назад, уже скоро станут неактуальными. Поэтому сотрудникам придется постоянно учиться и переучиваться. А значит, у них должна быть возможность развивать широкий спектр навыков — hard, soft, digital skills.

Это особенно важно, поскольку нанять новых высококвалифицированных специалистов становится все сложнее. По прогнозам консалтинговой компании Korn Ferry, к 2030 году дефицит кадров во всем мире достигнет более 85 млн человек. В этих условиях нужно инвестировать в обучение тех, кто уже работает в вашей организации. Компании, которые не развивают своих сотрудников, быстро отстанут от конкурентов.

Skill-based подход приносит пользу как специалистам, так и работодателям. Сотрудники стремятся осваивать новые навыки: 77% участников опроса консалтинговой корпорации PwC заявили, что готовы изучить новые компетенции или переучиться полностью. Компании, в свою очередь, могут выстраивать программы обучения в соответствии с бизнес-целями и закрывать дефицит кадров с помощью внутреннего резерва, а не привлечения талантов со стороны.

Адаптация к технологиям искусственного интеллекта

По оценкам McKinsey, к 2030 году благодаря ИИ-технологиям у сотрудников в США может высвободиться до 30% рабочего времени — задачи, которые занимали его раньше, будут автоматизированы. А по прогнозам банка Goldman Sachs, генеративный искусственный интеллект может хотя бы частично автоматизировать до 300 млн рабочих мест. Но это не означает, что технологии заменят человека: они должны дополнить наш опыт работы. Автоматизировать рутину, чтобы сотрудники могли заниматься более творческими и значимыми задачами.

Согласно опросу Microsoft, 82% бизнес-лидеров со всего мира считают, что их сотрудникам потребуются новые навыки, чтобы подготовиться к повсеместному внедрению ИИ. Работодателям нужно быстрее разобраться в том, какими именно должны быть эти навыки, чтобы и специалисты, и компании в целом успевали адаптироваться к изменениям. Важно также внедрять ИИ-инструменты в бизнес-процессы — быстрее и качественнее, чем это делают конкуренты.

Обучение сотрудников — один из таких процессов. С помощью ИИ-решений можно, например, выявлять пробелы в навыках или составлять индивидуальные планы развития, которые будут соответствовать бизнес-целям. А само обучение может проходить как с использованием технологий, так и при взаимодействии с наставником, ментором или экспертом.

Развитие сильных лидеров

Если мы будем по-другому работать, значит, придется по-другому руководить. Теперь лидер не просто обеспечивает согласованность бизнес-процессов: он должен помогать командам адаптироваться к изменениям, внедрять инновации, развиваться и лучше сотрудничать.

Компаниям важно поддерживать своих лидеров, чтобы они сами развивали новые навыки и оставались в курсе глобальных трендов и изменений. Кроме того, организациям нужно заботиться о благополучии как лидеров, так и линейных сотрудников. По данным Gallup, больше половины специалистов во всем мире сталкиваются с выгоранием и чувствуют, что работодатель уделяет их состоянию недостаточно внимания.

Таким образом, компании должны инвестировать в развитие лидеров. А лидеры, в свою очередь, — вкладываться в команды, развивать их, помогать адаптироваться к изменениям так, чтобы они сохраняли продуктивность и не выгорали.

В новых условиях лидерам нужны новые навыки. Исследование Conference Board и Udemy Business выявило 4 ключевых компетенции современных лидеров:

Коммуникация и эмоциональный интеллект.Коучинг и обратная связь.Умение создавать инклюзивную культуру.Умение использовать технологии для организации работы.

Если менеджеры не владеют этими компетенциями, им сложнее заботиться о своих командах. В результате сотрудники чаще увольняются и теряют мотивацию. Чтобы не допустить этого, лидеры должны мыслить стратегически, проявлять эмпатию и постоянно следить за тем, какие навыки становятся востребованными, а какие уходят на второй план. Важно установить связь с командой и поддерживать ее в периоды нестабильности.

Интегрированная система навыков

Это фреймворк, разработанный Udemy. Он помогает компаниям перейти на skill-based подход, осмысленно анализировать потребности в навыках и развивать сотрудников так, чтобы они добивались ожидаемых результатов.

В интегрированной системе навыков 5 последовательных этапов:

Анализ навыков. Здесь важно понять, какие навыки нужны вашей компании и команде сейчас и понадобятся в обозримом будущем, чтобы достичь бизнес-целей. Вы определяете, какие задачи будете решать через развитие сотрудников.Идентификация навыков. Вы определяете, какие компетенции уже есть в вашей компании.Выявление пробелов в навыках. Вы сравниваете перечень компетенций, которые есть сейчас, с перечнем компетенций, которые нужны для достижения бизнес-целей.Развитие навыков. Вы составляете и внедряете программу обучения сотрудников.Валидация навыков. Вы проверяете, как сотрудники освоили нужные компетенции.