Свидетели Атлантиды: В Калининграде открылась выставка фотографов группы ТРИВА

Усталая женщина несет на Первомайскую демонстрацию транспарант со словом "Счастье", из окна за ней с любопытством наблюдает пожилая супружеская пара. А вот пара помоложе, идет торжественная регистрация новорожденного, но торжественности во взглядах родителей нет, отец - наряженный в пиджак поверх тельняшки, неумело держащий кулек с малышом - будто бы не здесь вовсе. Ответ в дате, что указана под снимком: 1983 год. Война, Афганистан. У новоиспеченной мамы на лице куда больше эмоций - но это не радость, а мольба о радости, или хотя бы о том, чтобы все эти громкие речи побыстрее закончились.

Свидетели Атлантиды: В Калининграде открылась выставка фотографов группы ТРИВА
© Российская Газета

Соревнования горпромторга по производственной гимнастике. Новокузнецк. 1983 год. Фото: Музей "Дом китобоя"

Или вот еще "зарисовка" из советского прошлого - несколько женщин в белых халатах и колпаках замерли на полусогнутых ногах и с широко разведенными в стороны руками, сначала думаешь - фотограф "застукал" этих утомленных женщин при попытке выпрыгнуть из петли застойного времени, но нет, читаем под снимком: "Соревнование горпромторга по производственной гимнастике". Значит, все хорошо, все по плану.

А вот кадр с профессионального конкурса буровиков - в актовом зале, завешенном плакатами "Мы - за вас", за длинным столом заседают мужчины в деловых костюмах, они внимательно слушают стоящую к ним спиной женщину-бурильщицу, она тоже одета по-деловому - в сером, в руках у нее репродукция "Джоконды". Фотография тоже называется как картина Леонардо, и это понятно, Мона Лиза здесь не та, кто на картине, а та, кто о ней рассказывает - полуулыбка, цепкий взгляд. Хоть сейчас этот кадр - в Лувр.

Все эти снимки сделаны в конце 70-х - начале 80-х на Кузбассе, их авторы - группа ТРИВА, так стали называть свою студию Владимир Воробьев (1941-2011), Владимир Соколаев (1952-2016) и Александр Трофимов (1948 г.р.). Они работали в кинофотоцентре Кузнецкого металлургического комбината, снимали жизнь завода и города, создавали единственную в Советском Союзе фотогруппу с уставом и программой, менее чем через год запрещенную партийными властями. Запретили, понятное дело, за "очернительство".

Однажды в полдень на городском пляже. Новокузнецк. 1982 год. Фото: Музей "Дом китобоя"

"Это фотография документальная, уличная. Фотография, которую в советское время было невозможно представить. Которая долежала в архивах до наших дней и выглядит сегодня как актуальное фотоискусство, это художественно-документальное исследование мира и человека", - говорят кураторы выставки "Свидетели Атлантиды: группа ТРИВА", что открылась в калининградском музее "Дом китобоя".

Более логичного места для подобных фотографий и представить трудно - музей исследует историю советской повседневности и славится своим пристальным вниманием к быту, к мелочам будничной жизни, "через которые, однако, становится яснее и понятнее погружающийся в пучины истории материк советской цивилизации".

"Это очень российская история. Очень нестоличная, провинциальная, - рассказывает куратор проекта Сергей Самойленко. - Три молодых талантливых человека в конце 70-х черт знает в какой дыре занимаются искусством, переоткрывают уже открытое, изобретают велосипед, который ездит лучше, чем заводские образцы. Они даже отправляют свои снимки на World Press Photo! И эти шедевры лежат в архивах до наших дней".

Джоконда. Профессиональный конкурс буровиков. Поселок Елань. Новокузнецкий район. 1983 год. Фото: Музей "Дом китобоя"

Выставка документальных фотографий эпохи застоя подготовлена совместно с Новосибирским отделением Союза фотохудожников России и центром культуры ЦК-19 (Новосибирск). Так что это еще и хороший пример того, как, находясь в разных концах страны, но на одной волне, можно открывать смыслы, артефакты, эпоху, место которой, как еще недавно казалось многим, - на антресолях.

На открытии выставки говорили об этом же: авторы из группы ТРИВА остаются до сих пор едва ли не самыми недооцененными отечественными фотографами.

Справедливости ради скажем, что Калининград не первый город, где вспоминают культовых кузбасских фотографов. Первые выставки группы после тридцати лет забытья открыли в 2013 и 2014 годах в Новосибирске, Томске, Красноярске, Санкт-Петербурге. "Вторым рождением" ТРИВА обязана патриарху сибирской фотографии Андрею Лашкову.

Выставка "Свидетели Атлантиды: группа ТРИВА" работает в Доме китобоя до 18 марта.