Россиянам учредят новую повинность - бороться с борщевиком
Госдума приняла в первом чтении законопроект, обязывающий россиян бороться с борщевиком на своей земле. Речь идёт от землевладельцах, землепользователях и арендаторах участков. Кроме борщевика это могут быть и другие инвазивные растения (чужеродные, но укоренившиеся виды), перечень которых, а также набор мер противодействия станет определять правительство. Похоже, россиянам придумали новую «повинность». Авторами закона выступила партия «Единая Россия».
В пояснительной записке к закону сказано, что борщевик, благодаря устойчивости к условиям произрастания и высокой репродуктивной способности (20 тысяч семян с куста) вторгается и разрушает экосистемы. А кроме того опасен для людей. Эфирные масла, содержащиеся в растении, при попадании на кожу приводят к острым дерматитам, протекающим как долго незаживающие ожоги. «Поэтому повсеместная борьба с борщевиком Сосновского необходима также для обеспечения комфортной жизни людей», - пишут депутаты.
Всплеск законодательной активности в сфере ботаники может объясняться политическим моментом. «Я не исключаю, что это было частью какой-то бактериологической войны, направленной против нас Соединенными Штатами», — заявил один из разработчиков закона Тимофей Баженов. В прежние времена такое стоило бы высмеять, но после бесспорно установленных фактов деятельности американских биолабораторий, размещённых по всему периметру России в постсоветских республиках, можно и поверить.
Вообще, борщевик крепко застрял в головах политиков на постсоветском пространстве. Когда в Латвии в начале нулевых пророссийская активистка Алина Лебедева отхлестала принца Уэльского Чарльза (король Карла III) гвоздиками по лицу, протестуя против участия Британии в операции в Афганистане, местный националист Александр Кирштейнс возопил в ужасе в СМИ: «А если бы это был борщевик?!» К чести принца, он не имел претензий к леди, но про ночные кошмары латвийской этнократии все всё поняли.
Похоже, чувство юмора окончательно ушло из политики. Зато по-прежнему присутствует среди военных конструкторов. «Борщевик» - так назвали новейший мобильный комплекс пеленгации, предназначенный для обнаружения американских интернет-терминалов Starlink. Пеленгует он знатно — с точностью до 5 метров в радиусе 10 километров, помогает кошмарить ВСУ... Писк современной военной моды действительно похож своей антенной на «зонтики» сорняка, с которым теперь предписано бороться всей страной.
Помимо конспирологической версии о причинах широкого распространения в России борщевика, есть и более спокойное объяснение. Растение это стали культивировать в конце 1940-х в надежде получать обильную зеленую массу под силос на корм скоту. В голодные послевоенные годы искали способ быстро накормить страну. Борщевик привлёк своей неприхотливостью, силой. Недаром по латыни его называют Heracleum (от Геракла). Но корм оказался не годный, эксперимент не удался, а затем и вовсе вышел из-под контроля.
Так некогда культурное растение превратилось в сорняк. И теперь приходится бороться с ним всем миром. «Миром» в буквальном смысле — общинам, жителям, гражданам, всему народу российскому. Депутаты, сочиняя закон о борщевике, выполняют здесь роль своего рода барских надсмотрщиков, тех, кто следит, что и как должно делать якобы немудрящему податному населению. Ну, а как ещё можно воспринимать эти волюнтаристские «указивки», распространяемые сверху на каждый частный огород или дачу?
Всё это могуче воняет самой тёмной архаикой. Попытка заставить каждого землевладельца или дачника нести ответственность за борщевик на своей территории (и в радиусе 5 метров от забора) подобна петровскому указу, обязывающему домовладельцев Петербурга содержать в порядке «свой» кусок тротуара, зажигать там фонари и т. п. Нет, порядок нужен, с сорняком нужно бороться, но не «крепостным» средневековым малоэффективным способом, а по-современному, системно, на уровне государства.
Именно к этому как раз и не стремятся законодатели. «Принятие проекта федерального закона «О внесении изменений в статью 13 Земельного кодекса Российской Федерации» не повлечет затрат из средств федерального бюджета», - гордо и радостно сообщают они в пояснительной записке. Мол, всё бесплатно. Иваны, да Марьи сами подручными средствами (серпами что ли?) как-нибудь выкорчуют страшный борщевик. А не сделают, как предписано, - выпорем на конюшне... То есть оштрафуют. До конюшни пока ещё не дошло.
Наказывать россиян за борщевик рублём - давняя мечта государственных мужей. О подготовке единороссами законов о штрафах на федеральном уровне сообщалось прошлым летом. Предполагалось брать с граждан до 50 тысяч рублей. Три пенсии вынуждена отдать старушка за обнаруженный церберами куст сорняка. Сенаторы в 2020-м выглядели человечнее, предлагая штрафы «всего» до 3 тысяч. По всей стране эти инициативы ввести пока не рискнули, отдали на откуп регионам. Подмосковье уже стонет, скоро застонут остальные.
Но может оказаться, что штрафы — это полбеды. Есть норматив — заросшие борщевиком на 50 и более процентов участки земли считаются выведенными из сельскохозяйственного оборота. Что если инвазивные растения начнут считать основанием для передела земли, отъёма их в пользу сильных мира сего? Страна переживает не лучшие времена, кормовая база схлопывается, на всех не хватает. В этих реалиях прирезать себе клин земли лишним не будет. Речь, конечно, не о намерениях, но злоупотребления возможны.
«Изъятие сельскохозяйственных земель не так просто произвести, как кажется, - обнадёжил глава союза дачников Подмосковья Никита Чаплин. - И это всё равно не решает проблему. Даже после изъятия проблема перекладывается на нового собственника, при том, что изъятие обычно происходит в пользу муниципального образования. А у муниципалитета не всегда хватает ресурсов на уничтожение... Без совместной работы органов власти всех уровней и собственников участков от инвазивных растений избавиться не получится».
Простой общественник смотрит дальше и зорче многомудрых депутатов Госдумы. Нужны системные меры на уровне государства, а не голый кнут и хозяйский окрик. Так, в Белоруссии, Германии, Чехии, Прибалтике, в скандинавских странах, где тоже есть проблема борщевика, действуют правительственные и общественные программы борьбы с этим злом. Разумно. Проблема в первую очередь должна быть видима, заметна, люди должны понимать её масштаб, а значит без госпропаганды и агитации не обойтись.
Среди первоочередных мер создание карт ареалов произрастания инвазивных растений. И эта задача явно не частная. Да и среди методов борьбы с борщевиком, какой ни возьми, каждый окажется эффективней, стоит только государству приложить свою могучую руку.
И сплошное выкашивание зарослей «зонтиков», и выкапывание их корней, и перекапывание земли требуют как минимум соответствующего инструмента. Так передайте в пользование или хотя бы «на прокат» все эти косы, серпы да лопаты владельцам участков. Подобно тому как в советское время создавали МТС - машинно-тракторные станции, общий для нескольких колхозов или совхозов парк сельхозтехники. Стоимость инвентаря при госзакупках будет ничтожна, а для частника расход нежелательный.
Ещё более эффективным будет борьба с борщевиком с помощью гербицидов. Одной капли средства, содержащего глифосад, нанесённого в сухую погоду на борщевик, буквально сжигает растение, включая его корни. Операцию эту сподручнее делать точечно - хозяину участка, а вот покупать гербицид за свой счет - вряд ли. Госзакупки резко снизят стоимость работ и повысят результативность. Единственный минус — средства заграничные («Монсанто») и могут оказаться санкционкой, надо преодолеть. Для этого существует наука.
Тем более если использовать для борьбы с сорняком специального вредителя — борщевичную моль. Она же «Совка зонтичная». Вряд ли её разведение и использование — подходящее дело для дачников. Зато мощности государства придутся как нельзя кстати. И наконец после истребления борщевика тем или иным способом, вручную или механически, химически или биологически, освободившееся пространство требуется засеять во избежание рецидивов замещающей культурой. Например, клевером. А это семена, сеялки и проч.
Итог: уповать на частника, грозить ему всеми карами, но не прилагать никаких усилий на уровне государства, как минимум наивно. Эффекта не будет. Кажется, закон о борьбе с борщевиком единороссам будет полезно доработать. Полезно для всех.