Мастера POSIE творчески переосмысливают историю российской ювелирной школы
POSIE - не просто ювелирный бренд, а масштабный культурно-просветительский проект крупнейшей в мире алмазодобывающей компании "Алроса". Он призван возродить лучшие традиции российской гранильной и ювелирной школы.
Мастера тщательно изучают исторические периоды, в которые творили незаслуженно забытые российские ювелиры, а затем творчески переосмысливают и по-новому интерпретируют их идеи для создания современных украшений. Вскоре в отеле "Метрополь" откроется первый бутик бренда.
Рождение POSIE
Компания "Алроса" выбрала необычный путь, сделав ставку на возрождение отечественных ювелирных традиций.
Двенадцать лет назад ювелиры "Смоленских бриллиантов" (это ювелирное подразделение производителя бриллиантов "Кристалл", который позже вошел в состав "Алросы") создали реплику Большой Императорской короны. Она не стала буквальной копией оригинала, которым короновали Екатерину Великую в 1762 году: воссоздавая сложный облик главной государственной регалии, ювелиры сочетали старые и подчеркнуто современные техники и решения. Этот шедевр представляет Большую Императорскую корону на всех выставках вне стен Кремля, в то время как историческая регалия никогда не покидает своего места в Алмазном фонде, подразделении Гохрана России, и экспонируется в Оружейной палате.
Название нового бренда созвучно имени Иеремии Позье, придворного ювелира трех правивших в XVIII веке российских императриц - Анны Иоанновны, Елизаветы Петровны и Екатерины Великой - и соавтора главной монаршей короны. Вместе с тем, не ограничиваясь одной персоналией, оно чествует целую плеяду российских ювелиров от XVIII века до наших дней.
В основу коллекций легли переосмысленные выразительные приемы Позье, а также архивные огранки бриллиантов, которые интересно сочетаются с современными.
Проект возрождает и приумножает достижения русской ювелирной школы, обращаясь к истории, тщательно изучая архивы и в то же время создавая совершенно новые произведения. Рождение бренда POSIE было отмечено показом высокой ювелирной коллекции в Государственном историческом музее, и с тех пор выпущено уже несколько регулярных ювелирных коллекций.
"Пируэт"
На создание коллекции "Пируэт" художников и ювелиров POSIE вдохновили пышные императорские балы XVIII века. Балы тогда были четко регламентированы: очередность танцев прописана, пары следовали друг за другом в строго определенном порядке, и даже кладка паркета в танцевальных залах учитывала круговые фигуры танца. Каждая деталь, украшавшая роскошные костюмы и платья, была символом статуса.
Кольца, серьги и подвеска из коллекции "Пируэт" из белого золота с бриллиантами; основной мотив коллекции - перекрученные ленты, украшенные мозаичным бриллиантовым паве.
Основной мотив этой коллекции - перекрученные ленты из белого золота, украшенные бриллиантовым мозаичным паве. Спирали и фестоны, в которые сворачиваются эти ленты, напоминают размеренные круговые движения бальных танцев XVIII века. Каждое украшение - великолепная композиция с мерцанием света, подобным отражению свечей в зеркалах бального зала императорского дворца. В коллекции "Пируэт" используются огранки "маркиз", "овал" и "груша".
"Веера"
Основой коллекции POSIE "Веера" стало переосмысление образа распространенного в XVIII веке женского аксессуара, неизменного атрибута кокетства и тонкой игры. Тайный язык общения, в котором участвовал веер, нередко решал судьбы любовных романов и дипломатических отношений. В коллекции POSIE лепестки веера собираются в полный круг, превращаясь в экзотический цветок, рассыпаются на сегменты или выступают соло.
Главная ювелирная находка коллекции - бриллианты старинной огранки "роза". Преломление света в ней напоминает мягкий блеск морозного снега в лучах низкого зимнего солнца или приглушенное мерцание драгоценностей в театральном зале в тот момент, когда начинают гаснуть люстры. Бриллианты огранки "роза" в сочетании с паве и крупными бриллиантами круглой огранки создают разнообразие сложных фактур, органично вписанных в изящную форму веерных "лепестков". Сложная динамика рисунка каждого украшения создана сочетанием форм лепестков - широких, узких и ромбовидных, а также сочетанием различных огранок, среди которых помимо "розы" есть "кушон", "груша" и редкая огранка "кайт" ("парус"). В коллекции "Веера" наглядно воплотилась идея бренда соединить в ювелирном дизайне современного украшения творческие находки огранщиков и ювелиров XVIII и XXI веков.
"Коронация"
Коллекция "Коронация" отсылает к блистательной истории русского ювелирного дела и творениям "придворного бриллиантщика" Иеремии Позье. В 1762 году этот мастер работал над важным государственным заказом - Большой Императорской короной к коронации Екатерины Великой, став одним из ее главных создателей. Результатом этой работы стало удивительное произведение ювелирного искусства, одно из самых инновационных для своего времени. Именно этот художественный подход Иеремии Позье - использование бриллиантов разной огранки для создания уникальных линий и узоров - послужил вдохновением для коллекции "Коронация". Ее центральным элементом стала "триумфальная" композиция в виде лавровых ветвей. Вся коллекция строится вокруг нового прочтения этой классической символики.
Ярко-красная шпинель, созвучная царскому камню из императорского венца, стала выразительным акцентом главного кольца коллекции. Лавровые гирлянды выложены из бриллиантов разных огранок: "круг", "кушон", "маркиз", "принцесса", "изумруд" и "груша". Украшения прославляют величие и красоту, оставляющую след в истории.
Браслет, кольцо и брошь из коллекции "Коронация" обыгрывают мотив триумфальных лавровых ветвей.
Из "Записок придворного бриллиантщика Иеремии Позье 1729-1764 гг."
"Камергер и фаворит (Елизаветы Петровны) Иван Иванович Шувалов, которому она объявила, что желает украсить (орден Св. Андрея) бриллиантами, спросил, могу ли я взять на себя эту работу для императрицы, которой он рекомендовал меня? Я решил, что, прежде чем сделать самую работу, необходимо сделать модель из воска, причем расположить на ней бриллианты таким образом, чтобы ее величество могла судить о вещи так же хорошо, как будто она была уже отделана. Таких моделей государыня еще не видала, так как у работавших на нее не было этого в обычае. Я все расположил по воску, и когда модель была готова, я принес ее ко двору. Шувалов остался весьма доволен и сказал, что я отлично соединил бриллианты".
***
"Несмотря на все предосторожности, предпринятые мною, чтобы сделать корону легкою и употребить только самые необходимые материалы, чтобы удержать камни, в ней оказалось пять фунтов весу. Я примерил корону ее величеству. Екатерина (II) сказала, что очень ею довольна и в течение четырех или пяти часов во время церемонии как-нибудь продержит эту тяжесть".