Волгоградка исполнила свою мечту и стала капитаном дальнего плавания

Юлия Завьялова уже 20 лет управляет кораблями и с легкостью руководит мужчинами. Как она попала в этот суровый мир, с чем ей приходится сталкиваться, и что о капитане-женщине думают ее коллеги, узнала «Волгоградская правда.ру». Мечта о работе в море у Юлии появилась, когда она увидела фильм «Отдать швартовы». Там показали жизнь на корабле, что называется, изнутри, и именно тогда у нее внутри что-то «щелкнуло», и она поняла: «Это – мое, никаких сомнений не осталось!»

Волгоградка исполнила свою мечту и стала капитаном дальнего плавания
© Волгоградская правда

«Девушек не берем»

В 12 лет она поступила в клуб юных моряков. А попасть туда было непросто – нужны были согласие родителей и заключение врача. Юлия все смогла. Вспоминает: были и учеба, и походы в разные города, и даже форма военно-морского флота.

«Для подростков это очень важно, говорит Юлия. – Прикоснуться к профессии, своими руками пощупать, посмотреть и уже потом делать осознанный выбор. Там, в клубе юных моряков, я окончательно выбрала свой дальнейший путь в жизни».

Но почти сразу же девушке пришлось столкнуться с трудностями на пути к мечте – ни в одно военно-морское училище ее не взяли. Все ее друзья поступили в такие училища, а Юлии в этих образовательных учреждениях ответили, что девушек не принимают и вообще подготовка девушек – офицеров ВМФ – это перспектива очень далекого будущего.

Конечно, она расстроилась. Но не сдалась! Поступила в Нижегородскую академию водного транспорта на судовождение и с 1998 года стала работать на флоте.

Сначала была штурманом на рыболовецких судах, затем стала вторым и старшим помощником капитана. И только потом, после дополнительного обучения и сдачи экзамена, ей присвоили звание капитана дальнего плавания. Это произошло 14 лет назад.

Приметы в прошлом

Женщин, работающих в военно-морском флоте, да еще и капитаном – очень мало. Но, по словам нашей землячки, это ее совсем не пугало.

«Мне в мужском коллективе проще, говорит Юлия. – Я начинала работать исключительно в российских экипажах, там иногда поварами были женщины. Но когда я перешла в так называемые мультиязычные составы, женщин там уже не было».

Как рассказывает волгоградка, она очень редко встречается с ярко выраженным пренебрежением или неуважением из-за своего пола.

«Если даже кто-то и был недоволен, это было скрыто, агрессию никто не проявлял, признается женщина. На флоте очень строгая иерархия. Там выполнение заданий, приказов, указаний, инструкций обязательно. Неподчинение недопустимо. На первых порах ко мне относились, может быть, настороженно. Но сейчас со многими из тех, с кем я работала и работаю, мы дружим семьями, ездим друг к другу в гости».

Что касается поговорки «Женщина на корабле – к беде», то Юлия заверила нас, что это – миф, родившийся в Англии. Сейчас в это на флоте уже никто не верит.

Как с другой планеты

Кстати, в английском языке слово «судно» женского рода, и моряки одушевляют его. Поэтому считалось, что, если на корабле появится еще одна женщина, то женщина-корабль будет ревновать.

Находящиеся на палубе должны любить только одну женщину – то есть свой корабль. Ревность, не более того, смеется капитан. Кстати, сейчас прекрасный пол к работе на флоте чаще привлекают.

В Швеции на флоте стараются соблюдать равное соотношение мужчин и женщин. И в Азии на кораблях я встречала достаточно много женщин – и офицеров, и старших механиков, а это тяжелый труд. Быть капитаном дальнего плавания – кажется, что это похоже на сказку. Путешествуешь по миру, видишь невероятные красоты, любуешься морем. Но, как и в любой сфере деятельности, здесь тоже есть свои особенности.

«Это очень большая ответственность, объясняет Юлия. Когда я вступила в должность, помимо радости и гордости, я поняла, что шаг назад сделать невозможно, спросить не у кого, принимать решение здесь и сейчас только мне. Я отвечаю не только за груз, который нужно доставить, но и за команду, за их жизни».

Еще одна сложность – оторванность от социализации. Рейсы длятся 4-6 месяцев, люди находятся вдали от дома, а когда возвращаются, то чувствуют себя как пришельцы с другой планеты.

В некоторых моментах теряются, у них возникают трудности во взаимопонимании даже с семьей. Происходит «эффект машины времени» – мы уехали, отработали и вернулись. А здесь уже многое произошло.

Сейчас стало чуть проще – есть телефоны, интернет. И, тем не менее, все равно выпадаешь из реальности. Но все трудности перекрывают моменты радости – те самые красоты, животный и подводный мир. За один контракт – а это 4-4,5 месяца – моряки 2/3 земного шарика проходят, а иногда и кругосветка получается.

«Мы бываем совсем не там, куда возят туристов, говорит Юлия. Но и не каждому доступны наши «изюминки». Самое неожиданное и удивительное это цвет моря, он везде невероятно разный. И животные: то пингвины в Антарктике, которые тебя встречают, обходят кругом, то белые медведи на Северном полюсе всегда ждут, что ты им дашь сгущенку или консервы. Кого мы только не видели за эти годы, но все равно до сих пор каждый раз по-хорошему поражаешься и удивляешься»!