Волгоградка исполнила свою мечту и стала капитаном дальнего плавания

Юлия Завьялова уже 20 лет управляет кораблями и с легкостью руководит мужчинами. Как она попала в этот суровый мир, с чем ей приходится сталкиваться, и что о капитане-женщине думают ее коллеги, узнала «Волгоградская правда.ру». Мечта о работе в море у Юлии появилась, когда она увидела фильм «Отдать швартовы». Там показали жизнь на корабле, что называется, изнутри, и именно тогда у нее внутри что-то «щелкнуло», и она поняла: «Это – мое, никаких сомнений не осталось!»

Волгоградка исполнила свою мечту и стала капитаном дальнего плавания
© Волгоградская правда

«Девушек не берем»

В 12 лет она поступила в клуб юных моряков. А попасть туда было непросто – нужны были согласие родителей и заключение врача. Юлия все смогла. Вспоминает: были и учеба, и походы в разные города, и даже форма военно-морского флота.

«Для подростков это очень важно, – говорит Юлия. – Прикоснуться к профессии, своими руками пощупать, посмотреть и уже потом делать осознанный выбор. Там, в клубе юных моряков, я окончательно выбрала свой дальнейший путь в жизни».

Но почти сразу же девушке пришлось столкнуться с трудностями на пути к мечте – ни в одно военно-морское училище ее не взяли. Все ее друзья поступили в такие училища, а Юлии в этих образовательных учреждениях ответили, что девушек не принимают и вообще подготовка девушек – офицеров ВМФ – это перспектива очень далекого будущего.

Конечно, она расстроилась. Но не сдалась! Поступила в Нижегородскую академию водного транспорта на судовождение и с 1998 года стала работать на флоте.

Сначала была штурманом на рыболовецких судах, затем стала вторым и старшим помощником капитана. И только потом, после дополнительного обучения и сдачи экзамена, ей присвоили звание капитана дальнего плавания. Это произошло 14 лет назад.

Приметы в прошлом

Женщин, работающих в военно-морском флоте, да еще и капитаном – очень мало. Но, по словам нашей землячки, это ее совсем не пугало.

«Мне в мужском коллективе проще, – говорит Юлия. – Я начинала работать исключительно в российских экипажах, там иногда поварами были женщины. Но когда я перешла в так называемые мультиязычные составы, женщин там уже не было».

Как рассказывает волгоградка, она очень редко встречается с ярко выраженным пренебрежением или неуважением из-за своего пола.

«Если даже кто-то и был недоволен, это было скрыто, агрессию никто не проявлял, – признается женщина. – На флоте очень строгая иерархия. Там выполнение заданий, приказов, указаний, инструкций обязательно. Неподчинение недопустимо. На первых порах ко мне относились, может быть, настороженно. Но сейчас со многими из тех, с кем я работала и работаю, мы дружим семьями, ездим друг к другу в гости».

Что касается поговорки «Женщина на корабле – к беде», то Юлия заверила нас, что это – миф, родившийся в Англии. Сейчас в это на флоте уже никто не верит.

Как с другой планеты

Кстати, в английском языке слово «судно» женского рода, и моряки одушевляют его. Поэтому считалось, что, если на корабле появится еще одна женщина, то женщина-корабль будет ревновать.

Находящиеся на палубе должны любить только одну женщину – то есть свой корабль. Ревность, не более того, смеется капитан. Кстати, сейчас прекрасный пол к работе на флоте чаще привлекают.

В Швеции на флоте стараются соблюдать равное соотношение мужчин и женщин. И в Азии на кораблях я встречала достаточно много женщин – и офицеров, и старших механиков, а это тяжелый труд. Быть капитаном дальнего плавания – кажется, что это похоже на сказку. Путешествуешь по миру, видишь невероятные красоты, любуешься морем. Но, как и в любой сфере деятельности, здесь тоже есть свои особенности.

«Это очень большая ответственность, – объясняет Юлия. – Когда я вступила в должность, помимо радости и гордости, я поняла, что шаг назад сделать невозможно, спросить не у кого, принимать решение здесь и сейчас только мне. Я отвечаю не только за груз, который нужно доставить, но и за команду, за их жизни».

Еще одна сложность – оторванность от социализации. Рейсы длятся 4-6 месяцев, люди находятся вдали от дома, а когда возвращаются, то чувствуют себя как пришельцы с другой планеты.

В некоторых моментах теряются, у них возникают трудности во взаимопонимании даже с семьей. Происходит «эффект машины времени» – мы уехали, отработали и вернулись. А здесь уже многое произошло.

Сейчас стало чуть проще – есть телефоны, интернет. И, тем не менее, все равно выпадаешь из реальности. Но все трудности перекрывают моменты радости – те самые красоты, животный и подводный мир. За один контракт – а это 4-4,5 месяца – моряки 2/3 земного шарика проходят, а иногда и кругосветка получается.

«Мы бываем совсем не там, куда возят туристов, – говорит Юлия. – Но и не каждому доступны наши «изюминки». Самое неожиданное и удивительное – это цвет моря, он везде невероятно разный. И животные: то пингвины в Антарктике, которые тебя встречают, обходят кругом, то белые медведи на Северном полюсе – всегда ждут, что ты им дашь сгущенку или консервы. Кого мы только не видели за эти годы, но все равно до сих пор каждый раз по-хорошему поражаешься и удивляешься»!