Ароматная история: что произошло с отечественной парфюмерией за последние три века
Один из самых актуальных трендов - создание современных образов, вдохновленных историческим наследием. Изучение классики и ее переосмысление мы наблюдаем во многих областях - от дизайна одежды и создания ювелирных украшений до разработки и производства новых парфюмерных композиций.
Именно такая, казалось бы, эфемерная область человеческой культуры как парфюмерия позволяет самым точным и непосредственным образом смоделировать любую атмосферу, пробудить воспоминания, создать настроение. Обоняние - одно из самых древних человеческих чувств, и умение воздействовать на него, облагораживая жизнь, всегда было главной задачей парфюмерной отрасли.
Мы приглашаем вас совершить небольшое путешествие по прошлому, настоящему и будущему парфюмерии, чтобы понять, как и почему возрос интерес ко всему, что сделано в России.
История во флаконе
Сооснователь Русского музея парфюмерии, вице-президент Союза коллекционеров России Ирина Воробьева рассказывает, как зарождалась отрасль в нашей стране: "До 1793 года в Российской империи не было своего производства, весь парфюм импортировался из-за границы. Но именно в том году во Франции был казнен король Людовик XVI, и российская императрица Екатерина II ввела жесткие санкции, запретив ввоз в Россию французских товаров. Так 1793 год стал точкой отсчета истории отечественной парфюмерии".
Собственно, парфюмерии в современном понимании тогда еще не было. Но поскольку в русской культуре всегда любили баню и приветствовали чистоту, первые лавки благовоний соседствовали с "зелеными" аптеками, в которых продавались сборы трав. Затем началось производство мыла, которое требовало включения отдушек, отсюда уже недалеко было до появления парфюмерии.
Первыми парфюмерами в России стали иностранцы, которые осели на просторах империи и стали развивать то дело, на котором специализировались. При Петре I в Санкт-Петербурге появилось большое количество немцев. А в середине XIX века французы облюбовали Москву: они не любили немцев, и вместо того, чтобы конкурировать с ними в тогдашней российской столице, стали осваивать самый богатый купеческий город. И, как показала дальнейшая история, не прогадали. Фабрика Альфонса Ралле (на которой одно время работал знаменитый парфюмер Эрнест Бо) стала в советское время крупнейшим парфюмерным предприятием "Свобода", а фабрику Анри Брокара мы теперь знаем под названием "Новая Заря".
Фото: пресс-служба павильона "Сделано нами" Минпромторга России на Международной выставке-форуме "Россия" на ВДНХ
Интересно, что российская парфюмерия стала востребованной на Западе. Ирина Воробьева привела выдержку из одной дореволюционной газеты: "Не без удовлетворения нашего национального самолюбия можно отметить факт, что существует отрасль производства, которая не только вытесняет заграничные изделия того же рода с наших рынков, но завоевывает для себя иностранные, заставляет заграничного потребителя отказываться от продуктов собственного производства и предъявлять спрос на русские… Такие изделия существуют, и, как ни странно на первый взгляд, это - парфюмерия".
Только цифры
Сегодня, на фоне ухода ряда зарубежных брендов, россияне снова переключаются на отечественную продукцию и все чаще выбирают вместо зарубежного отечественное. Сейчас парфюмерно-косметический рынок России входит в десятку крупнейших в мире по обороту. В 2023 году на нем было представлено около 140 миллионов флаконов духов, при этом 80 миллионов из них - российских брендов. Всего за год объемы отечественного производства в отрасли увеличились более чем на 30%.
Интерес покупателей к отечественной парфюмерии, в том числе к авторским брендам, неуклонно растет. Сегодня они выглядят привлекательнее западных по соотношению цены и потребительских характеристик, к тому же по данным середины февраля 2024 года средняя стоимость флакона духов в России снизилась на 24%.
По данным газеты "Ведомости" ритейл-сеть косметики и парфюмерии "Золотое яблоко" в 2023 году нарастила выручку по брендам российского производства в категории парфюм на 71%. В Wildberries в топ-5 самых продаваемых парфюмерных артикулов в 2023 году вошли только российские бренды. На маркетплейсе Ozon в прошлом году в топ-10 по продажам в сегменте женских духов вошел российский бренд "Новая заря".
Полина Казакова — создательница бренда VDOHNI Фото: пресс-служба павильона "Сделано нами" Минпромторга России на Международной выставке-форуме "Россия" на ВДНХ
Профессиональная отраслевая выставка InterCHARM при содействии Минпромторга России уже третий год поддерживает начинающие российские бренды и производство отечественной косметики в целом. "За эти три года на выставке было представлено более 500 новых брендов, экспозиция выросла в два раза, а число российских участников составляет теперь 70%", - сообщает Анна Дычева-Смирнова, председатель оргкомитета парфюмерно-косметической выставки InterCHARM, член правления Российской парфюмерно-косметической ассоциации, международный эксперт в области экономики и маркетинга.
Успехи импортозамещения
Новые товары на рынок выпускают и крупные бренды, и нишевые парфюмеры. Причем отечественные производители косметики и парфюмерии пользуются популярностью и за рубежом: бренд Natura Siberica представлен более чем в 90 странах, а Faberlic - в 41 стране. "Европейскому рынку присущ тренд на органику и натуральность. Natura Siberica производит сертифицированную натуральную и органическую косметику более 17 лет и обладает уникальной экспертизой в этом вопросе", - подчеркнула управляющий директор ГК Natura Siberica Юлия Семакова. Крупный производитель косметики и товаров для дома "Арлаб" запустил собственную линейку ароматов Avec Défi, вдохновленную российскими достижениями в разных сферах - от балета и сочинения музыки до полетов в космос. Параллельно развиваются смежные направления, в том числе производство стеклянных флаконов: "Несколько десятилетий мы закупали стекло за рубежом, а недавно запустили на российском заводе "Свет" первый в России цех по производству флаконов для парфюмерной промышленности", - поделилась директор дивизиона Парфюмерия Faberlic Наталия Эшкинина.
Фото: пресс-служба павильона "Сделано нами" Минпромторга России на Международной выставке-форуме "Россия" на ВДНХ
Сегодня в России огромное количество локальных брендов и аутентичных ароматов, которые завоевали сердца потребителей. "У нас весь цикл производства был создан с нуля, и сегодня в Крыму выпускается более 300 наименований косметики с розой, а сырье стало визитной карточкой полуострова", - рассказал генеральный директор компании "Крымская Роза" Иван Гладун.
К слову, цветочные ароматы, по мнению экспертов, сейчас особенно популярны - именно они станут трендом весны 2024 года. И в этом, как нам видится, есть перекличка с российской парфюмерной классикой: знаменитые ароматы, выпускавшиеся во времена Российской империи, как правило, были основаны на одной ведущей цветочной ноте.
Государственное дело
Для воспитания собственных квалифицированных кадров, способных развивать отрасль в дальнейшем, в сентябре на базе РХТУ им. Менделеева запускается первая в России магистратура по подготовке парфюмеров-технологов. Многие крупные производства уже заинтересовались этой программой и заключили договор о сотрудничестве, чтобы принимать будущих специалистов на своих площадках.
Сегодня государство во многом поддерживает развитие отрасли и парфюмерного рынка - от субсидирования расходов на рекламу и облегченного доступа производителей в торговые сети до локализации производства ингредиентов. И не случайно Дни парфюмерии, приуроченные к Всемирному дню парфюмерии, прошли в павильоне Минпромторга России "Сделано нами" на ВДНХ, в рамках глобальной выставки-форума "Россия". На этой выставке, которая продлится до 8 июля, собраны важнейшие достижения страны, и ее уже посетило более 9 миллионов человек.