В Краснодаре уволили хирурга, пришившего ребенку откушенное собакой лицо

Информация о том, что в Краснодаре хирургам удалось пришить ребенку откушенное собакой лицо, появилась в СМИ накануне. Написала об этом и "РГ". Специалисты уже назвали уникальной операцию, проведенную командой известного пластического и реконструктивного хирурга Алексея Дикарева. Он кандидат медицинских наук и до недавнего времени был сотрудником Кубанского медицинского университета. Но после проведенной операции, результаты которой на тот момент были непредсказуемыми, руководство вуза предложило ему уволиться.

В Краснодаре уволили хирурга, пришившего ребенку откушенное собакой лицо
© Российская Газета

"Чтобы не подводить коллег, я ушел по собственному желанию, - сказал доктор в беседе с корреспондентом "РГ". - Ведь в вузе назвали саму операцию противоречивой. Но я был уверен, что поступил правильно, согласившись взяться за нее. Если у врача есть хотя бы один шанс помочь человеку, он должен это делать. Я верил, что мы сможем спасти ребенку лицо. И счастлив, что не ошибся".

ЧП произошло в соседней с Кубанью Карачаево-Черкесской республике, в многодетной семье из города Черкесска. В ней воспитывается пятеро детей. В тот роковой мартовский день четырехлетний Саша играл во дворе с мячом. Мяч закатился в собачью будку, мальчик полез его доставать и попал в собачью пасть. Овчарка буквально скальпировала лицо малыша, откусив ему нос, щеки и верхнюю губу.

В республиканской больнице, куда был доставлен мальчик, остановили кровотечение, восстановили дыхательные функции пострадавшего и ввели его в медикаментозной сон, а откушенные фрагменты лица, обработали специальными растворами и поместили в стерильные пакеты. Взяться за операцию местные специалисты не рискнули, обратившись по корпоративным каналам к коллегам со всей страны. Трагические события произошли в субботу. В одной из известных клиник Москвы предложили привезти к ним ребенка в понедельник. О сохранности откушенных животным тканей в этом случае не шло и речи. А хирург из Краснодара, посмотрев присланные из Черкесска фотографии, сказал: "Везите, будем спасать лицо". После этого власти республики отправили в Краснодар пострадавшего ребенка специальным транспортом. Здесь за уникальную операцию, не имеющую, как теперь выясняется, аналогов, взялся Алексей Дикарев. Сам он является 21-м врачом среди ближайших родственников в трех поколениях. За плечами большой послужной список и работа в ведущих клиниках края и страны. В последнее время занимается преимущественно частной практикой, делает операции по всему миру, но здесь, в Краснодаре, у него есть команда хирургов, готовая под руководством своего наставника браться за самые сложные операции. Эта команда сформирована из молодых хирургов больницы скорой помощи, учеников Дикарева и ординаторов кафедры Кубанского медицинского университета, где недавно трудился и он. Но после того, как пришил ребенку лицо, его вынудили уволиться. Доктору пришлось подчиниться, а его ученики остались выхаживать малыша.

Четырехлетний Саша вместе со своими родителями по-прежнему находится в Краснодарской детской краевой больнице, где и была проведена уникальная операция. По словам главврача больницы Елены Клещенко, самое страшное уже позади, но впереди еще несколько восстановительных операций.

- Елене Ивановне надо в ноги поклониться за то, что она приняла ребенка из другого региона и разрешила провести на базе возглавляемого ею лечебного учреждения сложнейшую и очень рискованную операцию, - говорит заведующий отделением Краснодарской больницы скорой медицинской помощи Сергей Вартанян. - Мы с коллегами ассистировали Алексею Дикареву, а он, как всегда был на высоте, хотя, скажу прямо: мало кто верил, что откушенные собакой части лица приживутся. Ведь подобных случаев еще не было. А тут удалось не просто ювелирно ткани пришить, но и восстановить функции сосудов и нервов. Вместе с хирургами детской больницы мы две недели провели у постели ребенка. Первое время каждые полчаса меняли ему повязки. Сейчас он переведен из реанимации в обычную палату, перевязки мы теперь делаем два раза в день поочередно с детскими хирургами. И вместе с ними радуемся, наблюдая, как наш Саша идет на поправку.

Уже несколько раз малыша из Черкесска консультировал Сергей Богданов, заведующий ожоговым центром Краснодарской краевой клинической больницы имени профессора Очаповского. В ближайшее время он намерен провести ему серию восстановительных операций изобретенным им методом кожной пластики. "На Кубани много талантливых медиков, давно освоивших высокие технологии, поэтому у нас нередко проводятся операции, аналогов которым пока нет. И это замечательно, - говорит он.

В печати можно найти данные о реплантации фрагментов лица - щек или губ, но все лицо вместе с носом, тем более у такого маленького ребенка, раньше нигде и никем не реплантировалось: по крайней мере обнаружить данные об этом в открытых источниках не удалось. Что касается восстановительной хирургии, то Алексей Дикарев занимается этим давно и успешно. В свое время "РГ" рассказала, как еще в 2016 году, будучи заведующим отделения челюстно-лицевой хирургии краевой больницы, он вместе с коллегами провел сложнейшую реконструктивную операцию уральскому охотнику, которому медведь разорвал лицо. Новую челюсть охотнику тогда сделали из его собственной берцовой кости.

Сейчас ничего этого не понадобилось: прижились собственные ткани ребенка, откушенные собакой и пролежавшие в банке с раствором почти восемь часов, прошедшие с момента ЧП.

- Самым сложным было сшивать крошечные детские сосуды, - признается Дикарев. - Когда я оценивал ситуацию по присланным фотографиям и дал согласие на проведение операции, я думал, что они по миллиметру, но они оказались по полмиллиметра. Но ничего, справились. Я считаю, что российская медицина в очередной раз подтвердила свой высокий уровень, оказав в течение короткого времени экстренную помощь пострадавшему ребенку. Все организационные вопросы взяла на себя администрация Карачаево-Черкесии и известный на Северном Кавказе доктор Кудзаев, который в свое время спасал детей Беслана. Ну а мы с коллегами выполняли свой долг: я просто не могу отказать, если вижу, что смогу помочь человеку, тем более, если речь идет о ребенке.

Однако руководство кубанского медицинского университета, сотрудником которой на тот момент являлся Алексей Дикарев, вскоре после проведенной операции предложило ему по собственному желанию уйти с кафедры хирургии. Мол, шумиха им не нужна, да еще неизвестно, какие могут быть последствия после этой операции. Доктор спорить не стал и тут же написал заявление. Без работы он, понятно не останется. А вот студенты лишились достойного примера для подражания.

Впрочем, коллеги талантливого краснодарского хирурга не теряют надежды, что доктор вернется на кафедру, и они продолжат перенимать его уникальный опыт.