Обновлено в 17:45
Подведомственный Роскомнадзору «Главный радиочастотный центр» разослал операторам связи уведомление о запрете пропускать звонки с номеров телефонов, не загруженных в систему «Антифрод», пишет РБК. Теперь абонент оператора, который не подключен к этой системе, не сможет дозвониться до других абонентов.
Роскомнадзор запустил систему «Антифрод» еще в декабре 2022 года. Она выявляет мошеннические звонки с подменных номеров. До марта этого года к ней должны были подключиться все российские операторы связи, однако, как отмечает РБК, этого до сих пор не произошло.
Эксперты на рынке полагают, что до марта могли не успеть подключиться небольшие операторы. Через них обычно и проходят звонки со спамом либо мошеннические схемы.
В Роскомнадзоре РБК подтвердили, что изменения произошли из-за обновленных методических рекомендаций для операторов связи. Согласно им, теперь нельзя пропускать звонки абонентам от операторов, не подключенных к «Антифроду». Меры необходимы для того, чтобы защитить людей от мошенников и вымогателей.
Нововведения пойдут на пользу, при этом они не должны повлиять на связь абонентов тех операторов, которые уже верифицировали своих клиентов, отмечает ведущий аналитик Mobile Research Group Эльдар Муртазин:
Эльдар Муртазинведущий аналитик Mobile Research Group«В декабре 2022 года в России заработала система «Антифрод», для ее работы нужно, чтобы все операторы подключились к ней, это закон, и есть штрафы до миллиона рублей, если оператор не подключается. В России больше 1100 операторов, на сегодня 97% емкости, большая часть операторов подключена, есть операторы, которые не хотят подключаться, потому что они зарабатывают на пропуске звонков — это мошенники, спам и прочие вещи. В их адрес было выписано порядка 30 млн штрафов, и пока не будут подключены все операторы, это будет оставаться угрозой. Поэтому на сегодня закрытие звонков через таких операторов — это абсолютная норма, другие операторы от этого никак не пострадают, так же, как абоненты, потому что в массе своей это используется именно для обзвона. Поэтому проблемы нет, но, с другой стороны, проблему мошенников и спам-звонков частично мы решаем таким образом, и их блокировка не влияет на рынок никак, вы как пользовались, так и будете пользоваться все».
Тем не менее большинство российских операторов связи уже получили методические рекомендации. Среди них МТС, «Мегафон» и Tele2. Представители компаний отметили, что уже выполнили все требования согласно поручениям Роскомнадзора.
Представитель «Телестор» не сообщил РБК, кто именно из игроков рынка до сих пор не успел подключиться к «Антифроду» и чьи абоненты могут столкнуться с проблемой недозвонов, хотя ранее представитель оператора «Газпром Телеком» критиковал блокировки, говоря о том, что система пока работает только в тестовом режиме. Также, по его словам, компании требуется больше времени для полного внедрения системы.
Новые правила могут быть вызваны задержкой подключения к «Антифроду» и частыми случаями мошенничества, отмечает пресс-секретарь Tele2 Дарья Колесникова:
Дарья Колесниковапресс-секретарь Tele2«ГРЧЦ действительно разослал обновленные методические рекомендации, и они в том числе предусматривают блокировку вызовов с российских номеров, которые не были внесены в информационную систему «Антифрод». Следуя этим рекомендациям, Tele2 проводит работу по ограничению трафика операторов, которые не подключились к данной системе. Мы можем предположить, что решение ГРЧЦ о начале блокировок вызвано, с одной стороны, задержками ряда операторов с подключением к информационной системе «Антифрод». И еще одна возможная причина — это нарастающая проблема мошеннического трафика. Конечно, абоненты операторов, подпадающих под данные ограничения, могут сталкиваться с проблемами в связи, но защита наших клиентов является приоритетом».
В конце апреля министр цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Максут Шадаев заявлял, что к «Антифроду» подключились 90% операторов в России, а закончить подключение Минцифры рассчитывает уже к концу этого года.