Половина рынка инъекционной косметологии оказалась в серой зоне
Оборот отечественного рынка инъекционной косметологии и эстетической медицины достиг рекордных показателей. В год россияне делают примерно 7,5 миллиона "уколов красоты" - и это только в медицинских центрах. Примерно столько же приходится на серый рынок - по оценкам экспертов, он завоевал уже половину всей индустрии. Это бьет как по легальному бизнесу, так и по пациентам, которые зачастую получают некачественные и небезопасные услуги, отметили специалисты на сессии ПМЭФ. Другой проблемой отрасли после ухода зарубежных производителей стала необходимость импортозамещения. И оказалось, что выпустить свой ботокс гораздо проще, чем справиться с засильем контрафакта и "клиниками" на кухнях.
Число нарушений на этом рынке растет вместе с его оборотами, сообщила член комитета Госдумы по защите конкуренции Ирина Филатова. Часть из них связана с оказанием услуг лицами, не имеющими медицинского образования либо не повышающими квалификацию раз в пять лет, как положено врачам-косметологам. При этом такие горе-специалисты принимают клиентов не в специально подготовленных лицензированных помещениях, а на дому. О соблюдении санитарных правил, условий хранения лекарственных препаратов в таких случаях и речи нет. А ведь для некоторых процедур по закону должна иметься даже реанимация. При этом надомники не подпадают под контроль надзорных органов.
- Другой блок проблем вызван катастрофическим ростом серого рынка и контрафакта. Как только разрешили параллельный импорт, в Россию стали ввозить что угодно - даже медицинские изделия и лекарственные препараты, запрещенные к ввозу. В 2023 году из 40 миллиардов рублей официального оборота продукции для эстетической косметологии 20 миллиардов составила теневая зона. И как это контролировать - пока непонятно. В большинстве случаев требуются специальные знания и экспертиза, - подчеркнула Ирина Филатова.
В результате на любой электронной площадке можно запросто купить, например, токсины и филлеры, которые не входят в список продукции, разрешенной для параллельного импорта. Вольница маркетплейсов - еще одна беда индустрии красоты. Там свободно продаются даже запрещенные и ограниченные в обороте препараты для инъекций. Дошло до того, что некоторые потребители заказывают их и сами делают себе уколы. Контролировать интернет-магазины также очень сложно: продавец контрафакта просто закрывает одну карточку и заводит десяток других.
Благодатной почвой для процветания "теневиков" стала неосведомленность потребителей, уверены эксперты. Опросы показывают, что лишь половина пациентов эстетической медицины интересуются препаратами, которые им предлагают. Примерно столько же людей не просят чек, подтверждающий оказание услуг.
- Это лишает их возможности обратиться за защитой своих прав и интересов в случае нежелательных последствий. А исправить их порой либо нельзя, либо это будет гораздо дороже первоначального вмешательства. Привлечь виновных в таких ситуациях возможно только при наступлении административной или уголовной ответственности. Обычно это происходит в случае летальных исходов, других тяжелых последствий либо широкого общественного резонанса, - пояснила Ирина Филатова.
Как собираются решать проблемы? По мнению экспертов, прежде всего надо донастроить таможенный контроль под такую продукцию, чтобы подделки вообще не попадали в страну. Следующий этап - регулирование маркетплейсов: препараты для инъекций не должны продаваться в разделе "красота" наравне с тушью для ресниц. И очень важно просвещать потенциальных клиентов этой индустрии, подчеркивают специалисты.
Неосведомленность потребителей об отечественной продукции стала главным барьером на пути импортозамещения в эстетической медицине. Производство изделий для нее в России с 2020 года выросло на 30 процентов, сообщила главный внештатный специалист - пластический хирург Минздрава РФ Наталья Мантурова. По итогам 2023 года доля сделанного в России составила более 28 процентов всего объема.
- Мы не уступаем другим странам в таких позициях, как производство гипсовых бинтов, имплантов, хирургических инструментов. Достигли неплохих показателей по выпуску оборудования для лечения дефектов и омоложения кожи, шовного материала, перевязочных и ранозаживляющих материалов. Есть разработки молодых ученых в области инновационных технологий, - перечислила Наталья Мантурова.
Однако многие врачи и их пациенты по-прежнему считают, что импортное - лучше.
- У нас нет проблем с импортозамещением: отечественные препараты не только находятся на одном уровне с зарубежными, но зачастую и превосходят их, - считает основатель клиники Ирина Васильева. - Многие из них имеют хорошую историю - например, российские ревитализанты уже более 13 лет присутствуют на косметологическом рынке, а наш ботулотоксин работает гораздо лучше импортного аналога. Но мы зачастую сталкиваемся с предвзятым отношением к отечественной продукции, потому что она проигрывает в маркетинге.
Чтобы изменить ситуацию, российские компании устраивают экскурсии на производство, рассказывают о новых технологиях и оборудовании. Например, на одной из производственных площадок в Петербурге работает уникальный прибор, который берет "напрокат" известный музей, - таких установок в мире всего три.
Что касается регуляторики, то ее ужесточение не должно ударить по белому рынку эстетической косметологии, считают эксперты. Сейчас отрасль ожидает введение маркировки на инъекционные препараты. С одной стороны, это должно сделать рынок более прозрачным, а с другой, может создать дополнительные трудности наподобие тех, с которыми столкнулись другие индустрии. Но с тем, что регулировать этот рынок необходимо, не спорит никто.
Кстати
По некоторым материалам для эстетической косметологии пока еще сохраняется зависимость от импорта. Например, в России производится всего два процента необходимого объема филлеров. 93 процента завозится из Европы, 5 процентов - из Азии. Есть сложности с комплектующими вроде игл. Но все проблемы постепенно решаются, утверждают представители отрасли.