Курская готика, часть 2: наследие Мотузза
Самые яркие представители курской готики – усадьба Нелидова и католический костёл на улице Марата в Курске. Они наряду с 2 тысячами достопримечательностей из 64 регионов страны вошли во всероссийский электронный каталог, призванный исследовать роль этого направления архитектуры в отечественной культуре. В прошлом номере мы рассказывали о тайнах усадьбы Нелидова. Вторая публикация посвящена костёлу. «Фанатическое направление и вредная деятельность» Первые упоминания о курском римско-католическом приходе, которые можно отыскать в архивах, отсылают к 1864 году. Новый виток его истории начался, когда из Чернигова в Курск был прислан ксёндз Георгий Мотузз, назначенный в 1885 году католическим священником в губернском центре. Надо сказать, что к тому времени число католиков на курской земле значительно увеличилось – по состоянию на 5 июня 1890 года в самом Курске их проживало 1583 человека, а всего в губернии – 3382. Прежде Георгий Мотузз служил настоятелем церкви Святой Варвары в Витебске. В Курск его перевели, по данным департамента духовных дел МВД, «за фанатическое направление и вредную деятельность». Курскому губернатору было поручено установить за ксёндзом негласное наблюдение, однако за последующие пять лет местная полиция так и не заметила за священнослужителем ничего подозрительного. Напротив, его моральный облик оставался настолько безукоризненным, что ксёндз заслуживал почётной награды департамента. Тем не менее в официальных кругах не спешили кардинально менять мнение ни о Мотуззе, ни о викарии католической общины Виткевиче. И даже, помня о наказе департамента духовных дел, не допустили их к исполнению треб в базировавшихся в Курске армейских частях, где служили и католики. Объяснение этому было всё то же – прежняя «вредная» деятельность. О каком «фанатизме» шла речь, история умалчивает. В Курске же, напротив, о Мотуззе остались самые светлые воспоминания. Известно, например, что он был противником любых раздоров среди христиан. Он показал себя человеком настойчивым в достижении благих целей, и мечта многих людей о величественном здании, где будут звучать звуки органа и слова молитвы, постепенно обретала реальные очертания. Препятствий не предвидится В 1890 году Георгий Мотузз письменно обратился к Его Преосвященству Курской православной духовной консистории с просьбой начать строительство каменного костёла на месте молельного дома. Через месяц пришёл ответ: «Препятствий на постройку римско-католического храма у курского епархиального начальства не предвидится». «На основании определения, состоявшегося 3 февраля и утверждённого Его Преосвященством 4 февраля, сим имеем честь уведомить Вас, что к построенной на Кондыревской улице, на усадьбе Вишнякова, новой римско-католической церкви вместо невместительной существующей возражений со стороны курского епархиального начальства не встречается», – уведомлял Г. Мотузза член консистории протоиерей Г. Лащенков. «Курат Курского римско-католического прихода священник Мотузз донёс мне, что 13 числа сего мая месяца представил Вашему превосходительству план и смету на утверждение и разрешение постройки в г. Курске римско-католической церкви, – писал из Санкт-Петербурга на официальном бланке 22 мая 1891 года управляющий архиепархией Приллт. – Примите во внимание, что в курском приходе, числящем более 3 тысяч душ, по настоящее время не имеется церкви, в которой встречается крайняя нужда. Я имею честь покорнейше просить Ваше превосходительство не отказывать в своём распоряжении к удовлетворению ходатайства курата Мотузза и о последующем почтить меня уведомлением». Было удовлетворено и прошение Георгия Мотузза начальнику Курской губернии генералу-майору фон Валлю о возведении костёла на Верхнегостинной улице. В прошении, к которому прилагались проект и смета, говорилось: «Вверенный мне курский римско-католический приход настоящей церкви не имеет. Богослужения совершаются во временной невместительной молельне… Имею честь высокопокорнейше просить Ваше превосходительство сделать зависящие распоряжения об утверждении проекта и сметы и исходатайствовать от вашей власти распоряжение на сказанную постройку». Прошение курата было представлено на рассмотрение министра внутренних дел, и вскоре Департамент духовных дел иностранных исповеданий Министерства внутренних дел запросил сведения о завещанном дворянкою Марией Родзиевской на возведение костёла капитале. Строился на личные средства Дворянка из Орловской губернии Мария Родзиевская – одна из загадочных и светлых фигур в истории костёла. О судьбе её практически ничего не известно, но её доброе имя вписано в историю. Сумма завещанного ею капитала католической общине, хранившаяся до поры в государственном банке, по тем временам была внушительной – 15 554 рублей. Также на строительство костёла Георгий Мотузз пожертвовал собственные средства. Проект будущего костёла, по одной из версий, разработал архитектор С.И. Пекалкевич – уроженец Люблинской губернии, проживавший в Курске с 1885 года. Однако есть и другая версия, согласно которой имя истинного архитектора «польского костёла» неизвестно. После рассмотрения проекта и сметы Министерством внутренних дел и Департаментом духовных дел иностранных исповеданий в Курск прибыла бельгийско-польская строительная бригада из Кракова, но неожиданно работа оказалось под угрозой срыва. Штаб Киевского военного округа в январе 1892 года запросил у курского губернатора католических священников исповедовать «военных чинов» во время Великого поста. Однако строительство костёла могло при этом сорваться, и Георгию Мотуззу ничего не оставалось, кроме как ходатайствовать о том, чтобы курские католические священники оставались в это время в Курске. И работы продолжились. Постепенно в городском пейзаже начали отчётливо проступать очертания кирпичного здания с тремя нефами в неоготическом стиле (также его определяют как «псевдоготика»), которому свойственны вимперги, фиалы, скульптуры, высокие стрельчатые витражные окна и другие элементы, создающие особую точёную ажурность. Также рядом был построен двухэтажный приходской дом, не сохранившийся до наших дней. В 1896 году новый костёл был освящён во имя Успения Божией Матери. Исследователи единогласно отмечают огромный вклад ксёндза Мотузза в строительство костёла, волей самого Провидения оказавшегося в Курской губернии. Георгий Мотузз около двадцати лет возглавлял кафедру католического храма в Курске. 27 января 1902 года именно он в стенах костёла венчал «дворянина Казимира Малевича, юношу 23 лет, и Казимиру Зглейц, девицу 21 года». К сожалению, сведений о священнике сохранилось немного. Неизвестна даже точная дата его смерти. Предположительно, он отошёл в мир иной в 1917 году. Похоронен первый настоятель в ограде костёла. Долгие десятилетия было точно не известно, где находится его могила. Упадок и возрождение В советские, 20–30-е годы практически все священники, служившие в храме, были репрессированы – кто-то расстрелян, кто-то сослан в лагеря. И не только священники. 24 августа 1937 года НКВД арестовал группу из 13 католических прихожан, которые были осуждены по статьям 58-6, 58-11 УК РСФСР, и уже спустя три дня все были расстреляны. Собор передали под антирелигиозный филиал областного краеведческого музея, который открылся 1 мая 1939 года. В музее был установлен и действовал маятник Фуко, наглядно объяснявший движение небесных тел вокруг Солнца. Алтарные фигуры святых апостолов Петра и Павла, Пресвятой Девы Марии, резные готические алтари, амвон, алтарная перегородка и орган – всё это было уничтожено. После войны костёл использовался под склад товаров Центрального универмага и ввиду полного отсутствия ухода за ним начал разрушаться. В 70-е годы в здании располагался Дом музыки, а затем – Дом культуры. Кстати, именно здесь занимался в фотостудии будущий легендарный фотохудожник с мировым именем Геннадий Бодров. Эпоха возрождения храма началась в 90-е годы с письма католического активиста Сигизмунда Пекарского епископу Тадеушу Кондрусевичу с прошением о назначении в Курск священника. Первую католическую мессу в Курске после многолетнего перерыва Ежи (Юрий) Зиминский отслужил у стен костёла. В ноябре 1993 года была официально зарегистрирована католическая община. Однако костёл всё ещё считался зданием Дома культуры. Сигизмунд Пекарский продолжал писать по этому поводу во всевозможные инстанции города, области и в столицу. И с начала 1997 года католики получили разрешение по воскресеньям проводить службу в костёле. Органа тогда ещё в костёле не было, и его заменял музыкальный синтезатор. После того как к просьбам курской католической общины присоединился Ватикан, в сентябре 1997 года костёл был официально передан католической общине. Вероника ТУТЕНКО Фото из открытых источников
О святынях – на экране