Как курское приграничье противостоит атакам Вооруженных сил Украины

Атака Вооруженных сил Украины на город Суджу и курское приграничье в целом продолжается третий день и напоминает аналогичные события под белгородскими Грайвороном и Шебекино. "Канонада над городом не утихает", "Бьют прямиком по домам", "Главный храм Горнальского монастыря разбили", - местные жители с горечью рассказывают о том, что их родную землю атакуют из разных орудий.

Как курское приграничье противостоит атакам Вооруженных сил Украины
© Российская Газета

В приграничный город с пятитысячным населением, который десятилетиями славился своим ковроткачеством да глиняным промыслом, теперь совсем не проехать: о том, что обломки снарядов разбросаны по трассам, говорят уже в соседнем Большесолдатском районе. В самом Судже сейчас отсутствуют интернет и мобильная связь.

"Зачем нас забирать? Чтоб дрон сбросил взрывчатку на машину?", - возмущаются суджане и категорически отказываются от помощи близких. А те все равно рвутся вывезти родных из-под обстрелов. "Опасно и рискованно", - так отвечают жители приграничья на вопрос об обстановке не только в Суджанском, но и в соседних Кореневском и Беловском районах.

Там призывают лишний раз не выезжать на близкие к госгранице трассы, напоминая если не о жестоких обстрелах, то о зверских атаках дронов. Сухие сводки не оставляют места оптимизму: за сутки почти три десятка человек ранены. Убита беременная женщина. Погибли водитель и фельдшер скорой помощи.

И вот одни жители продолжают сидеть в подвалах, другие решаются уехать или самостоятельно, или с помощью бойцов отряда народной дружины. Временно исполняющий обязанности главы региона Алексей Смирнов сообщил о тысячах покинувших зону обстрелов курянах, сотни людей прибыли в пункты временного размещения только за первые сутки.

"У нас уже свыше 300 семей принято, но этот поток не прекращается", - рассказывает руководитель Курской волонтерской организации и куратор "Домика добрых дел" Светлана Козина.

В обычное время здесь помогают бездомным и попавшим в сложную финансовую ситуацию курянам. Теперь вот - жителям приграничья.

Врио главы региона Алексей Смирнов сообщил о тысячах покинувших зону обстрелов курянах, сотни - прибыли в ПВР только за первые сутки

В самой Судже среди гари пожарищ и пыли от разбитых зданий только неравнодушие и взаимовыручка дают надежду на лучшее.

Часть местных жителей, оставшись под огнем, устремились в Свято-Троицкий храм. Его стены в густом смоге кажутся незыблемым оплотом и вселяют надежду, несмотря на то, что вокруг под грохотом орудий множатся разрушения. Настоятель храма, протоиерей Евгений Шестопалов, укрыв людей, сам поехал помогать волонтерам с вывозом местных жителей. Сколько раз он проехал с пассажирами в автомобиле от Суджи и сколько раз вернулся обратно, какой километраж пробежала его машина - это уже никто не подсчитает.

Тем временем и местный чат кипит: "Вывезу на легковом авто трех человек", "Могу помочь с вывозом животных", "Кому нужно в сторону Курска, звоните".

Светлана Козина отмечает, что едут и семьи с детьми, и без них, и люди одинокие, разного возраста.

"Я уже со счета сбилась, сколько их. Мы стараемся всем сначала помочь на месте, а потом определить к кому-то в семью, - говорит она. - Очень много людей в Курской области готовы предложить свободные квартиры и дома тем, кто был вынужден покинуть свое жилье в приграничье, - говорит она. - Конечно, вторых больше, чем первых, и это, признаться, большая поддержка…"

На вопрос о том, что нужно пострадавшим, руководитель волонтерского движения уверенно выдает список: постельное белье, полотенца, можно новые, можно те, которыми пользовались, но обязательно в хорошем состоянии, гигиенические принадлежности, без которых не обойтись ни одному человеку. Некоторые семьи не имеют столько лишнего текстиля, чтобы принимать у себя внезапных гостей, а приобрести все и сразу - накладно, да и некогда. Покинувшим свои дома под свист снарядов и взрывы в небе поддержка нужна оперативно.

Это понимают и в других регионах. Соседняя Орловская область, ранее помогавшая белгородцам, теперь развернула пункты временного размещения и для курян, причем в ночи, и, можно сказать, молниеносно.

"В Орловской области уже размещена первая группа эвакуированных жителей приграничных районов, - сообщил глава региона Андрей Клычков. - Мы готовы принять столько людей, сколько потребуется, окажем любую необходимую поддержку. По всем вопросам, связанным с размещением эвакуированных, можно обращаться по телефону 8 (4862) 59-81-75 или по единому номеру 112".

Высококвалифицированных медиков в регион направили из обеих столиц. Кроме того, телемедицинская консультация организована со специалистами Российской детской клинической больницы по состоянию пострадавшей при обстреле трехлетней девочки.

В Курском областном клиническом центре переливания крови объявили о необходимости пополнения запасов, и из желающих доноров выстроилась очередь и в самом центре, и рядом с мобильным пунктом на главной площади Курска.

Ощущают ли эту поддержку в приграничье? Еще как! В чате с проникновенным названием "Суджа родная" среди сотен сообщений о помощи есть и вот такие строки, орфографию и пунктуацию которых "РГ" сохраняет несмотря ни на что:

"Я суджанская. Хочу передать слова благодарности всем людям, что предлагают свою помощь в нашей стране с большим сердцем и неравнодушными людьми. Мы теряем все родное, что остается в нашем городе и сам наш любимый город. Состояние у всех паршивое и это мягко сказано. Но видя, что многим людям на нас не все равно и многие желают помочь и примут с такой теплотой, становится немного легче на душе… Значит не все потеряно. Спасибо вам большое!"

Очень много людей в Курской области готовы предложить свободные квартиры и дома тем, кто был вынужден покинуть свое жилье в приграничье

И пока куряне делают все возможное, чтобы помочь ближним, противник разгоняет волну фейков. Видео с якобы собирающим ополчение врио губернатора разлетелось по соцсетям.

Да только кто этому видео поверил?! Все же знают, что народная дружина, готовая защищать покой и порядок на родной земле, была создана сразу же после начала СВО и сейчас выполняет свои задачи четко, с нерушимым курским характером.