Эксперт рассказал о ситуации на рынке трикотажа после ухода иностранных брендов
Продавщица в магазине убеждала покупательницу, с сомнением рассматривающую трикотажный кардиган: – Даже не сомневайтесь, берите. Это хорошее качество, из Польши. Это последняя партия – больше поставок иностранного трикотажа не будет», – вздохнула она. – И в чём же теперь ходить?» – встревоженно поинтересовалась покупательница. Как на самом деле обстоят дела на рынке трикотажа после ухода иностранных брендов? И превратится ли он в дефицитный товар? Нарядный вид По данным исследования «Сбермаркета», россияне с каждым годом всё меньше ждут возвращения иностранных брендов. Особенно это касается рынка одежды. Несмотря на то, что старые запасы итальянских и польских тканей подходят к концу, нехватки трикотажа не ожидается. «Основные поставщики тканей и полотен для трикотажа – Турция и Узбекистан, – рассказал Александр Иванов, доцент экономического факультета РУДН. – Причём Узбекистан за последние два года увеличил объёмы поставок и серьёзно конкурирует с турецкими производителями по качеству и цене. Освободившиеся после ухода иностранных производителей ниши стремятся заполнить поставщики из Турции, КНР, Индии, стран Центральной и Юго-Восточной Азии. Ускоряется рост поставок в РФ белорусских трикотажных изделий, включая, прежде всего, одежду и аксессуары». Да и отечественные производители за несколько лет санкций смогли освоить эту нишу. Хотя и столкнулись с рядом проблем. «Во-первых, надо подобрать тех, кто будет работать, – рассказал эксперт. – Основная трудность, с которой сталкиваются владельцы бизнеса, – это дефицит рабочих рук. Есть катастрофический дефицит именно квалифицированной рабочей силы. И этот барьер оказывается непреодолимым препятствием». Вторая проблема связана с оборудованием, которое в большинстве своём западное. «В условиях санкций европейцы нам ничего не поставят, значит, оборудование надо будет докупать заново в Китае или ещё где-то, – объяснил Александр Иванов. – В‑третьих, ткани продолжаем завозить из Средней Азии, Турции. В‑четвёртых – доставка. Крупные мировые транспортные компании отказались ввозить товары в Россию. В‑пятых – платежи. Переводы из России и обратно сейчас делать проблематично». Санкции привели и к росту цен на материалы. «Если раньше производители закупали впрок, то сегодня приобретают ровно столько, сколько необходимо, – поделился эксперт. – В‑седьмых, есть трудности со сбытом, приходится ездить по магазинчикам в регионах, договариваться, а это занимает время. В‑восьмых, в России достаточно высокие ставки по банковским кредитам, что не добавляет оптимизма бизнесу на трикотажном рынке». Мягкие ткани Однако спрос на отечественный трикотаж по понятным причинам растёт. По данным исследований «СберМаркетинга» и «Авито», больше половины россиян – 55% стали чаще покупать вещи, произведённые в РФ. На иностранные бренды ориентированы только 3% опрошенных. «Проблем со сбытом на трикотажном рынке в РФ не должно быть, а это не менее важная составляющая бизнеса после этапа производства, – рассказал Александр Иванов. – По информации от Минпромторга, за два-три года российские производители заполнят освободившуюся нишу. У нас уже есть конкурентоспособные бренды – Gloria Jeans, Zаrina, Ostin, Sela, Savage, Zolla, Henderson, Love Republic и т.д. Эти и другие компании наращивают обороты. Только за первый квартал текущего года производство верхней одежды выросло почти на 41 процент». Известные отечественные трикотажные компании – Кировская трикотажная фабрика, «Нинель-текстиль», Crockid, «Тамбовчанка», «Кыштымский трикотаж», «Пантелемоне» (Pantelemone), Щёлковская трикотажная фабрика и другие за прошлый год существенно нарастили производство. Пошив костюмов, юбок, комбинезонов и прочих нарядов для прекрасного пола увеличился почти на четверть (23%). Производство мужской одежды выросло скромнее – на 14%. «Эксперты едины во мнении, что у трикотажной промышленности России огромный потенциал, – говорит Александр Иванов. – Возможности и направления развития отрасли включают в себя внедрение новых технологий, улучшение качества сырья, развитие дизайна и моделирования, расширение рынка сбыта». Теперь главной задачей для трикотажной промышленности является обучение персонала. И после этого одежда отечественных производителей вполне сможет стать конкурентоспособной на мировом рынке. Ранее сайт Pravda-nn.ru сообщал, что в Китае запустили акцию в поддержку российских товаров ко Дню влюбленных