"Даже год назад такого количества брендов и дизайнеров не было"

В Казани устраивают этномаркет чувашского дизайна

"Даже год назад такого количества брендов и дизайнеров не было"
© Реальное время

Завтра в Казани пройдет сольный концерт этно-джазовой группы Shanu. Пожалуй, самый занятный чувашский коллектив обосновался в столице Татарстана. В этот раз на своем выступлении музыканты устраивают этномаркет чувашских дизайнеров. Еще год назад такого движения не существовало, говорят активисты, а теперь можно даже устроить выезд в соседнюю республику.

От новичков до классиков

По словам артистки, в отличие от татарской современной музыки у чуваш ее практически нет: "Буквально мы — и еще пару групп. В этом смысле я вижу нашу группу как некого лидера в этом вопросе, мы их немножко вдохновили на эти движения. Почему бы не попробовать помочь? В итоге это превратилось в этновечеринку, потому что мы будем исполнять песни и на татарском, у нас будет приглашенный артист — Ильгиз Шайхразиев". Кожеманова отмечает: дизайнеры понимают, что едут не на условный Сабантуй, а на место с вероятной проходимостью в 200—250 человек.

— Я сказала им: возможно, у вас не будут высокие продажи, но медиаосвещение и какие-то продажи в любом случае будут. Они об этом знают и согласны на таких условиях приехать.

— У нас пока мода на этноукрашения только зарождается, даже год назад такого количества брендов и дизайнеров не было, — говорит блогер Ксения Романова. Она живет в Казани, ее бренд украшений называется "Сан валли"/"Для тебя".

Всего на этномаркет приедут восемь дизайнеров из Чебоксар и Казани: OMLA, "ТӐНӐҪ", "Виҫӗ хӗвел", "Ӑста", "СавӑрПи", "КАШКĂР", "Сан валли", hotinovskaya, "Праски Витти". В частности, "Ӑста" — это деревянные украшения. А "СавӑрПи" — аутентичные наряды: хушпу — женский головной убор, тухья — девичий головной убор, масмак — женская повязка на голову. До 18.00 на маркет можно будет попасть бесплатно — он и концерт пройдут в летнем дворе бара "Cоль".

17 сентября в Галерее современного искусства открывается выставка Праски Витти — классика чувашской живописи, графики, мастера искусства горячей эмали, одного из символов модернизма. "Любовная лирика великих поэтов" — это более 90 листов графики со строфами из стихотворений и песен разных стран, народов и эпох. В день открытия выставки художнику исполнится 88 лет. На маркете его принты представят внук с невесткой.

Классификация от Юмы

— Если говорить только о брендах, которые занимаются изготовлением продукции (графический дизайн в Чувашии — это отдельная тема), то существует три разных направления, — рассуждает художница Юма. — Первый — это более понятный большинству потребителей. Я называю его "Как у "Паха тӗрӗ" по названию одной крупной компании. Как правило, в одежде это очень яркие цвета, изобилие геометрических узоров, большое количество орнаментации. Как мне кажется, конкретно на это направление влияет вкус более старшего поколения и визуально оно обращается к материалам 2000-х годов.

Бренд Юмы называется "ТӐНӐҪ" (мир, спокойствие), кроме украшений и аксессуаров она придумала аналог "Мафии" под названием "Вупӑр", добавив в нее немного чувашской магии.

Второй вариант дизайна, по мнению Юмы, основан на фотографиях из этнографических экспедиций, кадрах "Чувашкино", старинных украшениях.

— В основном дизайнеры из данного направления больше работают с украшениями и аксессуарами (платки, нашейные украшения, головные уборы) в отличие от первого, где превалирует одежда. В основном это более приглушенные цвета, минималистичность в исполнении. Я лично это направление объединяю по принципу вдохновения именно визуально из жизни простых людей, которые жили много лет назад, — говорит художница.

Третье направление более узкое, говорит Юма, его авторы обращаются к мифологии и неочевидным культурным традициям: "Развивается все семимильными шагами, еще вчера много кого не было, а тут вот…"

— В последнее время становится очень актуальной этническая тематика в одежде и аксессуарах, что не может не радовать меня как мастера. Все больше и больше молодежи начинает увлекаться своей историей, историей своего края, и этот интерес создает новые современные и стилизованные тренды с чувашскими мотивами, — говорит Виктория Захарова ("Ӑста").

— Чувашский дизайн находится на самом раннем этапе своего развития, — согласна Людмила Семенова (OMLA). — Яркий интерес к "чувашскому" проснулся буквально год назад. Я вижу тренд на возрождение прошлого, появился термин "чувашский Ренессанс", копирование старых образцов с небольшими изменениями в сторону минимализма. Это поверхностные поиски. Будущее за смыслами. Выразить их в новых формах, построить новый визуальный язык для коммуникации с миром — вот задача для авторов.

"Современные девушки с удовольствием носят чувашские пояса"

— Меня радует, что все больше людей начинают задумываться о своей идентичности, обращаются к своим корням, интересуются историей своего народа, изучают язык и транслируют это в массы, — говорит Екатерина Волкова, бренд "КАШКӐР" ("Волк"). — Все это оказывает влияние и на художников, и на дизайнеров, особенно на молодое поколение. Я считаю, что именно они в какой-то степени становятся двигателем этого процесса.

— Сейчас я замечаю тенденцию на использование узоров, это самый очевидный способ внедрить в дизайн этнические элементы, — отмечает Волкова. — Если углубиться, то можно увидеть, что современные девушки с удовольствием носят чувашские пояса, используют в своей одежде платья или элементы гардероба, переданные им от бабушек, а также украшают себя как традиционными, так и современными интерпретациями национальных украшений.