Опрошенные россияне рассказали, каким видят истинное предназначение женщины
МОСКВА, 19 сентября. /ТАСС/. Больше половины россиян (60%) считают, что истинное предназначение женщины - быть матерью и хорошей хозяйкой, также 66% согласны с тем, что женщина не может полностью посвятить себя работе из-за семьи. Об этом свидетельствуют результаты совместного исследования аналитического центра НАФИ, нефтехимической компании СИБУР и горно-металлургической компании "Норникель", которые имеются в распоряжении ТАСС.
"Согласно проведенному исследованию, современные российские женщины выстраивают свои личные и карьерные траектории в условиях определенного общественного давления в виде сохраняющихся установок, касающихся возможностей женщин успешно сочетать карьеру и семейные обязанности. 66% россиян согласны с тем, что женщина не может полностью посвятить себя работе, так как вынуждена посвящать время семье. 60% россиян согласны с тем, что истинное предназначение женщины - быть матерью и хорошей хозяйкой", - говорится в исследовании.
Кроме того, 76% россиян считают, что женщине сложнее устроиться на работу в связи с семейными обстоятельствами, 65% - что при выборе между кандидатами разного пола, но с равным уровнем навыков, работодатель скорее отдаст предпочтение кандидату мужчине. Также 61% россиян отмечают, что мужчине легче, чем женщине продвинуться по карьерной лестнице, 47% - что уровень заработной платы у женщин ниже, чем у мужчин (даже если они работают на схожих позициях), и 44% уверены, что мужчины лучше справляются с руководящими должностями.
При этом современная женщина видит свой успех в балансе между карьерой и семьей. 72% женщин убеждены, что ключом к жизненному успеху является финансовая независимость, 71% женщин связывают свою успешность с наличием крепкой и гармоничной семьи, а 52% назвали ключом к жизненному успеху реализацию в профессии.
Производственные профессии
Согласно итогам исследования, девушки, получающие образование по инженерной или производственной профессии, в 1,5 раза меньше вовлечены в производственную деятельность по выбранной специальности, чем мужчины. Так, среди юношей-студентов почти каждый третий (31%) уже в процессе обучения трудится по выбранной специальности, а среди девушек показатель трудоустройства ниже - 19%.
Как показал Всероссийский опрос учащихся в вузах и ссузах инженерного и производственного направления, девушки определяются с выбором профессии раньше, чем юноши. Большая часть из них (45%) приняла такое решение в 16-17 лет, в то время как большая часть юношей (44%) определились с выбором в 18 лет или более старшем возрасте.
Если говорить о причинах выбора специальности, то девушки значительно чаще мужчин говорят о престиже (39% против 25%), интересе и увлечении профессией (34% против 25%) и гораздо реже о практических, материальных выгодах, таких как наличие бесплатного места в вузе (27% против 31%), высокой зарплате в отрасли (16% против 23%) или удобном расположении вуза (12% против 18%).
Поддержка в выборе профессии
Аналитики выяснили, что девушки, выбравшие инженерные и производственные профессии, значительно чаще сталкиваются со скептицизмом и отсутствием поддержки их выбора со стороны друзей и партнеров. По итогам опроса, 59% студенток инженерных или производственных специальностей видят себя в профессии в будущем, при этом среди юношей об интересе заявляют 78%. Однако среди девушек больше тех, кто нацелен на окончание учебы независимо от обстоятельств (28% девушек против 17% юношей).
Среди факторов, способных повлиять на учащихся в негативную сторону и подкрепить решение бросить вуз или ссуз, наиболее распространены личные обстоятельства (30% девушек и 36% юношей), потеря интереса к специальности (26% девушек и 25% юношей) и неспособность справиться с нагрузкой (25% девушек и 17% юношей).
Отмечается, что развитие мотивационных и социальных программ, стажировок с последующим трудоустройством, вовлечение в профессиональные сообщества, научные и образовательные мероприятия, система наставничества потенциально могут способствовать удержанию женщин в промышленности на первоначальном этапе профессионального становления.