Что изменилось за год в новых регионах России: впечатления корреспондента "РГ"

Если для современной Российской Федерации уже прижившееся название "новые регионы" по отношению к воссоединившимся ровно два года назад с исторической Родиной территориям звучит не так диковинно, то вот для России и её истории они, конечно, никакие не новые. За тем, как земли Новороссии возвращаются в российское пространство и избавляются от украинской травмы, в динамике удалось проследить корреспонденту "РГ", который дважды с разницей в год проехал по насыщенному маршруту Москва - Кубань - Крым - Херсонская область - Запорожская область - ДНР - ЛНР - Ростов-на-Дону - Москва.

Что изменилось за год в новых регионах России: впечатления корреспондента "РГ"
© Российская Газета

На въезде в Донецк. Город-герой и город контрастов. Фото: Дмитрий Сосновский/ РГ

Два раза восстанавливавшийся после ударов украинских террористов Крымский мост запоминается строгими досмотрами, но в целом полуостров регулярно радует спокойствием (конечно, относительным - "благодаря" бывшим соотечественникам крымчан и заокеанским спонсорам террора) и стабильным развитием - с бешено растущей инфраструктурой и всё более приближающимся к "материку" уровнем жизни.

При приближении к пропускному пункту "Чонгар" обращает на себя внимание нарастание некоторой напряжённости: ещё совсем недавно здесь была приграничная зона. Между тем КПП - один из многих - можно миновать более-менее быстро, если выехать пораньше. И вот нас уже приветствует Херсонская область и её роскошные колосящиеся поля.

Вас приветствует Херсонская область! Фото: Дмитрий Сосновский/ РГ

Придорожье в Геническом районе, по которому мы мчим вдоль Азовского моря сразу по пересечении теперь уже административной границы, преобразилось: вернулись торговцы рыбой и прочими дарами моря.

Азовское море в 2023 году. Вскоре на нём снова появились многочисленные отдыхающие. Фото: Дмитрий Сосновский/ РГ

Заметно бодрее выглядеть стал и сам временный облцентр - оживлённые и отремонтированные улицы, главный рынок полон продавцов и покупателей, в парках - множество открытых кафе, зазывающих клиентов громкой музыкой.

Въездная стела Геническа. В самом городе - оживлённые и отремонтированные улицы. Фото: Дмитрий Сосновский/ РГ

Геническ: рынок полон покупателей, в центре множество открытых кафе. Фото: Дмитрий Сосновский/ РГ

Сворачиваем севернее, от моря, к Мелитополю, временному центру области Запорожской.

Временный центр Запорожской области Мелитополь широко отмечает федеральные праздники. Фото: Дмитрий Сосновский/ РГ

Ещё год назад город кое-где не успел избавиться от экстравагантных табличек вроде "Вулиця героїв України" (ныне - улица Кирова), но уже получил улицы Дарьи Дугиной и Александра Захарченко, а теперь на его центральной площади установлена красивая стела "Мелитополь - Город воинской славы", широко празднуются государственные праздники и с успехом раздаётся российская символика.

В Мелитополе появляются новые названия: в городе теперь есть улицы Дарьи Дугиной и Александра Захарченко. Фото: Дмитрий Сосновский/ РГ

На пути - Бердянск, ещё один город на берегу Азова. Порт, курорт и просто симпатичное место со старыми узкими улочками. На вопрос о том, что поменялось в окружающем мире со времени 2022 года, местный житель отвечает ёмко: "Я таких дорог, как при России, не видел никогда".

Новые дороги в Запорожской области. "Таких дорог, как при России, не видел никогда", - признаётся житель Бердянска. Фото: Дмитрий Сосновский/ РГ

И это - не преувеличение, о трассе, идущей от Крыма прямиком до Ростовской области, доводилось услышать немало восторженных слов. Неудивительно, особенно если проехаться по окрестностям, докуда федеральные и местные власти пока не добрались: такое ощущение, что Украина дороги не строила вовсе, поэтому приходилось пользоваться тем, что осталось ещё с советских времён.

Въезд в ДНР. Фото: Дмитрий Сосновский/ РГ

Особенно "весело" ехать по таким местам - в том числе далёким от фронта - в тёмное время суток, это целое приключение. Тем более что навстречу то и дело громыхают здоровенные военные грузовики - им-то эти колдобины не страшны. Со всей силой мы испытали "прелести" украинских дорог, свернув с основной трассы и направившись в глубинку. Пристально следить надо не только за многочисленными выбоинами и скоростью у блокпостов (впрочем, в республиках их как будто стало меньше), но и за коварной разметкой, разбегающейся с навигатором, если вам удалось подключиться к интернету (в текущем году с этим проблем уже не было, в отличие от прошлого).

А надо спешить на ночёвку в сторону ДНР - комендантский час, хоть и наступает (и, чего греха таить, соблюдается) в разных новых регионах по-разному, никем не отменялся.

Героический Мариуполь встречает огромными въездными стелами - на русском и греческом (в знак уважения к своему названию и историческому наследию края) языках. За одним из них - огромный новый микрорайон, за ним по обеим сторонам дороги - ещё и ещё.

Мариуполь встречает новыми кварталами. Уже в 2023 году за въездной стелой были видны многочисленные новостройки, за год их стало ещё больше. Фото: Дмитрий Сосновский/ РГ

При въезде в центральную часть Мариуполя то и дело попадаются руины и пострадавшие от обстрелов здания: где нет окна, где - пролёта, а где - и большинства стен. И - печально известные надписи: "Здесь живут люди: дети, старики", - как памятники о страшных временах. Зачастую - на развалинах, в которых уже давно, конечно, никто не живёт. Город вокруг стремительно застраивается, центр - реставрируется. В строительных лесах - знаменитый драмтеатр, как и другие не избежавшие попаданий снарядов и пуль здания в центре, где на фоне разрушенных зданий уже вовсю работают новые кафе.

Кафе в центре Мариуполя на фоне разрушенного дома: такие контрасты в городе нередки. Фото: Дмитрий Сосновский/ РГ

Одно из самых сильных впечатлений, конечно, - руины "Азовстали", протянувшиеся на многие километры в разные стороны. Ещё год назад у забора лежал сгоревший трамвай. Теперь его нет. И вообще место узнаётся лишь частично. Взять хотя бы памятник рабочим завода, не вернувшимся с Великой Отечественной. Во время противостояния с новыми нацистами он был сильно повреждён, но уже - восстановлен и теперь вновь высится у берега реки Кальмиус. А вот развалины некогда гигантского завода ещё разгребать и разгребать… Со временем, говорят, там появится большая парковая зона - вплоть до самого Азова, берег которого всё активнее вспоминает о курортных радостях.

Отреставрированный памятник рабочим "Азовстали", не вернувшимся с Великой Отечественной войны. Сверху - 2023 год, снизу - 2024-й. Фото: Дмитрий Сосновский/ РГ

Небольшие городки Торез (бывшее Чистяково) и Снежное (с неожиданным, как тут часто бывает, ударением на предпоследний слог) с окрестностями запоминаются множеством шахт и терриконов на пути к потрясающему своим величием месту - Саур-Могиле. На этом древнем кургане в 1943-м и 2014 годах проходили тяжёлые бои. В 2014-м украинские власти на ветшавший памятник всё-таки обратили внимание - но только из-за схватки за важную высоту совсем рядом с Ростовской областью.

Саур-Могила. Напротив героических красноармейцев теперь запечатлены героические бойцы ДНР. Фото: Дмитрий Сосновский/ РГ

Так что реставрировать пришлось не только после обстрелов, но и после многолетней бездеятельности украинского государства. Теперь этот уникальный монумент принял и новых героев - напротив солдат Красной армии (в некоторых изображениях были специально оставлены свежие снаряды, что усиливает впечатление) появились скульптуры бойцов ДНР, захороненных здесь же. А за фигурой красноармейца - прекрасный, до горизонта вид на этот удивительный край.

Вид с вершины древнего кургана Саур-Могила на Донбасс. Фото: Дмитрий Сосновский/ РГ

По пути в Донецк - та самая отбитая у ВСУ в 2022-м Волноваха с придорожным памятником-орденом Петру Порошенко "за измену Родине" и соседний, почти весь одноэтажный Докучаевск, долгое время бывший прифронтовым городом и русским оплотом на этом участке. Сейчас фронт отодвинули, но по ночам и поныне в небольших домиках можно услышать отдалённые глухие залпы.

Наконец, сам Донецк - мегаполис с большой историей, сейчас - абсолютный город контрастов. С большими проспектами, красивейшей центральной улицей Артёма, парком Щербакова и набережными Кальмиуса и городских прудов. И в то же время - с заметно поредевшим населением, пострадавшими от многолетних обстрелов зданиями, помпезным мёртвым гигантом "Донбасс-Арены"… Со взятием Авдеевки жизнь стала спокойнее, и, конечно, возращение города-героя Донецка к своему величию - впереди.

Городские пруды Донецка. После взятия Авдеевки в городе стало спокойнее. Фото: Дмитрий Сосновский/ РГ

Чтобы добраться до дороги на ЛНР, минуя большущую Макеевку, уже сросшуюся с Донецком, при этом вполне ему соразмерную, приходится пройти суровый квест: по выезде из агломерации в сельской местности можно провалиться в очередную канаву посреди всё не сходящих с горизонта шахт и терриконов, а то и вовсе свернуть куда-нибудь на оккупированную Украиной территорию, которая довольно близко. По рассказам местных жителей, такой риск при водительской невнимательности - отнюдь не нулевой.

Донбасс умеет радовать замечательными пасторальными видами. Фото: Дмитрий Сосновский/ РГ

Финальная точка маршрута в новых регионах - Луганск, который оба раза удаётся рассмотреть особенно подробно. Находящаяся в тылу столица республики, исторически уступавшая Донецку, развивается бурными темпами. За год в центре появилось множество новых дорог, отреставрированных домов, парков, на улицах - людно, открылись магазины и заведения. Население растёт - и не только за счёт военных, хотя и их, разумеется, немало.

Въезд в Луганск. Фото: Дмитрий Сосновский/ РГ

В 2022-м почти сразу была отбита станица Луганская, расположенная вплотную с Луганском - через реку Северский Донец. Сейчас на местном пляже у пруда с зоной отдыха проводят весёлый досуг множество горожан. А в окрестностях валяются канцелярские бумажки из ушедшей администрации на украинском языке - как напоминание о том, что недавно здесь всё было совсем по-другому.

Пляж в станице Луганской, где жители республиканской столицы частенько проводят досуг. Фото: Дмитрий Сосновский/ РГ

Правда, после очередной военной подачки Украине со стороны "западных партнёров" луганчанам пришлось вспомнить об угрозах - долгие годы им не доводилось иметь дела с "прилётами". Но к ним жители Донбасса уже привыкли относиться стоически, только лишний раз убеждаясь в циничности киевских песен о "единой стране". Показательны в связи с этим слова уроженца Луганска, до 2014 года, по его собственному признанию, скорее склонявшегося к проукраинским взглядам: "После того, как я увидел, кто они такие на самом деле, жить вместе мы точно не будем".

Центр Луганска. Столица ЛНР - один из самых спокойных и бурно развивающихся городов новых территорий. Фото: Дмитрий Сосновский/ РГ

Покидая ЛНР, следует озаботиться выбором подходящего времени и КПП с Ростовской областью - проверка на административной границе с "большой землёй", как тут называют прочие регионы РФ, строже, а трафик бывает серьёзный. Так что остаётся ещё предостаточно времени на размышления. И, пока едешь по этим красивым местам, вспоминая беседы с этими удивительными людьми, невольно думаешь о том, сколько за такой короткий отрезок им пришлось пережить. И хочется надеяться, что испытания закончатся как можно раньше, чтобы термин "новые территории" поскорее замылился и отпал за ненужностью. Тем более что процесс этот идёт вовсю.