Войти в почту

Денди в тренде: почему молодые дизайнеры вдохновляются эпохой Пушкина

В Москве продолжается Неделя моды, мероприятия которой проходят в том числе в Центральном выставочном зале "Манеж". В субботу параллельно с показами там состоялись лекции, одна из которых была приурочена к 225-летию А.С. Пушкина.

Денди в тренде: почему молодые дизайнеры вдохновляются эпохой Пушкина
© Российская Газета

Пока в соседнем помещении раздавалась музыка с показа Александра Рогова, Любовь Джикия рассказывала слушателям, почему молодые дизайнеры сейчас ищут вдохновения у главного франта и модника русской поэзии.

"Когда мы проводили конкурс "Пушкинский бал", я не ожидала, что такой интерес к пушкинской теме будет у всего мира", - поделилась заведующая кафедрой дизайна костюма в Санкт-Петербургском государственном университете промышленных технологий и дизайна. Тогда внимание классику уделили не только в России, но и, например, в Африке, Вьетнаме и Монголии.

Фото: Валерия Медведик

В наше время все больше дизайнеров обращаются к культурным кодам, это касается не только эпохи поэта. Ностальгия в индустрии сейчас - одна из главных тенденций. Она помогает сократить разрыв между прошлым и настоящим, сохранить исторические и культурные ценности и установить связь с аудиторией. Однако это не единственная причина, по которой пушкинская мода актуальна и по сей день.

А.С. Пушкин стоял у истоков отечественного дендизма в XIX веке. Он не только подарил миру главного денди литературы Евгения Онегина, но и сам придерживался этого стиля. "К нам понятие "дендизм" пришло из Англии - его родоначальником был Джордж Браммелл. Он в свое время рассорился с принцем Уэльским и попал в тюрьму, где написал труд, ставший кодом для современного светского денди. Это влияние тогда распространилось и на Российскую империю", - пояснила Любовь Джикия.

Пушкинская эпоха актуальна в силу цикличности моды - денди и сейчас находятся в тренде. Новый виток популярности, например, запустил в свое время сериал "Острые козырьки", во всей красе показавший английскую моду 20-х годов. В XIX веке к атрибутам настоящего денди относили фрак, жилет (иногда даже два) и шейный платок, который немного мешал, но был крайне важен для создания образа. Классический стиль в одежде сохранили и современные последователи Браммелля и Пушкина.

Денди лишь изредка готовы были отходить от минимализма, к примеру, вставляя в пуговицы бриллианты. В большинстве же случаев они предпочитали вальяжность и удобный костюм. Важно отметить также, что у денди был не только собственный стиль в одежде, но и уникальная философия.

"Со временем оформились три кита философии дендизма: ничему не удивляться, сохранять бесстрастие, поражать неожиданностью, удаляться, как только достигнуто впечатление", - поделилась спикер. По ее словам, это выражалось во всем: как денди смотрели в лорнет на даму, всем видом показывая, что она ему безразлична, как мужчины фланировали по Невскому проспекту, производя впечатление на представительниц прекрасного пола.

Фото: Валерия Медведик

Александр Пушкин, будучи главным франтом своего времени, подарил современности несколько элементов одежды. Например, корсет, так как в пушкинские времена у денди считалась модной "затянутая" талия. Поэт даже с гордостью писал своему брату: "На днях я мерился поясом с Евпраксией, и тальи наши нашлись одинаковы. Следовательно, из двух одно: или я имею талью 15-летней девушки, или она талью 25-летнего мужчины".

В подтверждение этого Джикия вывела на слайд картину неизвестного художника, на которой изображены модники того времени Пушкин и Гоголь. "Если мы посмотрим показы последних лет, зачастую увидим, как мужчины поверх сорочки носят корсет. Это и сейчас очень важный и модный элемент одежды", - рассказала лектор.

Пушкину же мы обязаны и модой на шляпу боливар: "Надев широкий боливар, Онегин едет на бульвар". Этот жесткий цилиндр с широкими полями получил название от латиноамериканского генерала Симона Боливара и впоследствии стал ассоциироваться уже с Солнцем русской поэзии. Затем, в конце XIX века, этот аксессуар достался студентам-вольнодумцам, которых называли нигилистами.

Фото: Валерия Медведик

Одежде в романе "Евгений Онегин" автор уделяет особое внимание. Так, важным элементом в повествовании является малиновый берет Татьяны. "Татьяна становится дамой высшего света и носит малиновый берет - важный аксессуар того времени, признак элегантности и высокого вкуса", - обратила внимание слушателей Любовь Анатольевна. Что интересно, подобные береты вернулись в моду, а на Кузнецком мосту, где Татьяна, скорее всего, делала покупки, сейчас находится одноименный концептуальный магазин, в котором собраны мировые бренды и необычные дизайнерские вещи.

Пушкинская мода неразрывно связана с современностью. Молодые дизайнеры вдохновляются ею и представляют свои работы на международных конкурсах. Среди них, например, "Пушкинский бал" и "Адмиралтейская игла", художественным руководителем которых является Любовь Джикия.

"Спустя столько времени молодые дизайнеры находят пушкинскую эпоху интересной. Я была поражена, с каким удовольствием ребята носили костюмы, пошитые ими же", - поделилась впечатлениями от встречи с участниками "Пушкинского бала" Любовь Анатольевна.

Благодаря Пушкину оформился русский дендизм. Его до сих пор переосмысливают в своих работах дизайнеры со всего мира. Они стремятся наполнять коллекции культурным кодом, сохраняя связь поколений и популяризируя аутентичность и исторический опыт.