Войти в почту

Дизайнер Светлана Тегин: Ничто не продвигает моду так, как кино

В рамках Третьей Московской Недели моды проходит кинофестиваль Третий выпуск World Fashion Shorts. Фестиваль впервые провел конкурс, на котором международный экспертный совет выбрал лучшие фильмы. В 2024 году World Fashion Shorts превратился из специального события Московской недели моды в регулярный фестиваль-лабораторию - место встречи режиссеров и дизайнеров. Весной 2024 года партнерами WFS стали фестиваль Cinettica (Мексика - США) и Buenos Aires - Maiami International Fashion Film Festival (Аргентина - США). Осенью к ним присоединились Manila International Fashion Film Festival (Филиппины) и Brazil Immersive Fashion Week (Бразилия).

Дизайнер Светлана Тегин: Ничто не продвигает моду так, как кино
© Российская Газета

Российский дизайнер Светлана Тегин входит в экспертный совет World Fashion Shorts. Своими размышлениями о работе на фестивале, а также о Неделе моды и BRICS+ Fashion Summit она поделилась с обозревателем "РГ". Разговор состоялся на Втором фестивале актуального российского кино "Маяк" в Геленджике, куда Светлана приехала и как гость, и как автор нарядов, в которых выходили на показы известные кинематографисты.

Актриса Юлия Марченко в блузке от дизайнера Светланы Тегин перед премьерой фильма "Вечная зима" Николая Ларионова на фестивале "Маяк" в Геленджике. Фото: Сусанна Альперина/РГ

Светлана, каково ваше впечатление от работы на Третьем фестивале World Fashion Shorts?

Светлана Тегин: На самом деле я дружу с Дайян Перне, которая делает фестиваль World Fashion Shorts в Париже более 15 лет, и внимательно слежу за тем, как он проходит. Фестиваль очень необычный. С одной стороны - очень творческий и напрямую якобы связан с модой, с другой сложно найти какие-то границы и выделить цельность.

Одни говорят, что фэшн-фильмы - это те, где прекрасные костюмы - тот же "Пятый элемент" Люка Бессона; другие - что это фильмы о дизайнерах и домах моды, третьи - что это классные рекламные ролики, четвертые - что это арт-проекты и так далее. И все это верно! Понятие фэшн-фильм вмещает в себя все названное.

Сейчас я была в жюри World Fashion Shorts в Москве и отсматривала около ста фильмов, и эта тенденция также наблюдается. Моим личным фаворитом стал аргентинский фильм Paraiso, который снят как хороший художественный арт-проект. Он сюрреалистичный, стильный, необычный.

Были хорошие работы и отечественных режиссеров, которые я отметила. И была приятно удивлена тем, что на фестивале представлены абсолютно разные киноформы - вплоть до модных видеорилсов.

Как вы считаете, почему сейчас стало модно снимать фильмы и сериалы про моду? У нас готовится первый такой проект - его продюсеры Алексей Киселев и Сергей Бондарчук рассказали мне в интервью об этом. На мировом уровне - документальные фильмы о дизайнерах, художественные - например, "Дом Гуччи", такие сериалы, как "New Look. Революция стиля" и "Модный дом" - последняя новинка.

Светлана Тегин: Коллаборация моды и кино - в этом есть сила и энергия. Так чувствую, поэтому и работаю с фильмами и сериалами и езжу на кинофестивали. Тут есть и будущее, и продвижение. Ничто не продвигает и не популяризирует моду так, как кино, и наоборот. Это все взаимосвязано, и именно в этом - залог успеха.

Сейчас, судя по всему наблюдается расцвет российских дизайнеров. Вот и Третья Неделя моды и BRICS+ Fashion Summitтому подтверждение.

Светлана Тегин: Расцветом я пока бы это не назвала, но вот период активной деятельности - это безусловно. Конечно, когда ушли большие бренды, освободилось место для русских дизайнеров. Но готовы ли российские дизайнеры к такому объему работы, чтобы соответствовать мировому уровню и качеству - это вопрос.

Радует то, что точно все стремятся к этому. Есть очень хорошие и достойные бренды высокого качества. И масс-маркет, и много маленьких авторов-дизайнеров, которые ухватились за возможность высказаться и заявить о себе модному рынку. Однако пока в нашей стране нет фабрик, которые производят ткани, нити и другую продукцию, пока мы вынуждены размещать свои заказы за рубежом, окончательно говорить о расцвете нельзя.

Но не для этого ли к нам и приезжают страны BRICS - многие из них известны своими тканями и фурнитурой?

Светлана Тегин: Если появятся результаты этих встреч и организация совместной деятельности - это будет прекрасно. Все к этому идет. Что касается дискуссий и круглых столов на саммите - все, что дает возможность узнать о моде, продвинуться брендам - это прекрасно.

Только не стоит изобретать велосипед заново. Есть мировая структура фэшн-индустрии, которую можно взять в пример. Есть выставки моды, тканей, куда съезжаются дизайнеры со всего мира. Они вдохновляются материалами, смотрят цветовые тенденции, заказывают образцы, показывают байерам, те делают свои заказы....

У нас нет такой выстроенной системы: ткань - производство - заказ - финальная реализация. Дизайнеры зачастую вынуждены сами реализовать свой продукт. И цепочка на всех этапах пока не сформирована. Есть еще над чем поработать и куда развиваться.

Вот, например, сейчас идет выставка "Подруги" в Пушкинском музее. И мы видим, как в 1920-е годы Надежда Ламанова и ее коллеги кооперировались в России с художниками-супрематистами, сделали коллекцию, повезли ее в Париж... Ламанова работала ранее при дворе, получила знания, опыт, начала сотрудничать с молодыми художниками, и они произвели фурор в Париже и выпустили коллекцию на основе ситца и других вещей для рабочего класса. Одежда простых идей и конструкций, но с глубоким знанием дела. Прекрасный пример для современных дизайнеров.

Как вы работаете на Неделях моды, подобных той, что сейчас проходит?

Светлана Тегин: В этом сезоне я не демонстрирую новую коллекцию в формате фэшн-шоу на Неделе моды, но внимательно слежу за происходящим. Не могу сказать, что меня не радует то, что сейчас вижу. Когда есть такой всплеск интереса, бурление энергии, то они всегда должны вылиться в качество. Вижу хорошую организацию, то, что приезжают зарубежные партнеры, приходят в студии и дома моды российских дизайнеров - меня это вдохновляет.

Могли бы дать совет, при таком количестве показов как выбирать, на какие идти, учитывая, что за всем можно смотреть в интернете?

Светлана Тегин: Смотреть за показами в интернете - это одно, а оказаться внутри реального праздника моды - совсем другое. Совершенно другие эмоции и впечатления. Они тебе дают понимание, что ты часть процесса. Это мотивирует и дизайнеров, и зрителей - чтобы что-то купить или наметить для себя.

Я фаталист. Мне кажется, что все неслучайно. И если зритель выбирает показ, не зная ничего о дизайнере, что называется, с закрытыми глазами, значит, точно он должен там оказаться.

Но профессиональным байерам обязательно смотреть все показы. Это как кинематографисты работают на кинофестивале, cтараясь посмотреть все фильмы, чтобы сформировать впечатление в целом. Общее у недели моды и кинофестиваля - все мы напитываемся впечатлениями, общением на профессиональном уровне с коллегами, происходит колоссальный обмен энергиями. Организовать такое - большая работа. И плюс, что все происходящее где-то произрастает.

А вы заметили, что теперь у нас на кинофестивалях звезды в основном в одежде российских дизайнеров?

Светлана Тегин: Да, так и есть. Как раз перед встречей с вами, мы обсуждали с актрисой Юлией Марченко мой наряд, в котором она появится на фестивале на премьере фильма "Вечная зима" Николая Ларионова. Говорим и с другими, как развивается российская мода. Многие только начинают принимать решение поддерживать российских дизайнеров и носить их наряды. И эта тенденция очень заметна.