Социолог назвала четыре главных триггера общества: «Россия в стрессе»
«В центре внимания любой политики всегда человек и общество. А если это не так – это плохая политика. Именно поэтому темой наших Губернаторских чтений стала социальная сфера», – обратил внимание глава Тюменской области Александр Моор. Последние пять лет были полны испытаний. По словам губернатора, важно проанализировать в целом российское общество и оценить региональную специфику. Потому собрание в Тюменской областной научной библиотеке им. Д. И. Менделеева посвятили теме «Социальные настроения россиян: как они изменились за пять последних лет? Эмоции, ценности, ожидания, реакции». «Реальность последних четырех лет называют по-разному. Я ее называю странной реальностью», – начала свой доклад приглашенный спикер Губернаторских чтений. Лариса Паутова обратила внимание, что за прошедшие два года россияне испытали два мощнейших потрясения, которые вызвали хронический стресс у общества. В последнее десятилетие мир в целом показался людям сложным и хрупким, тревожным и нелинейным. «Другое название этой реальности – затянувшаяся неопределенность. Социологи говорят, общество текучее, протекшее – непонятно, что нормально, а что нет», – рассказала эксперт. Согласно опросу фонда «Общественное мнение», эксперт обозначила четыре главных всплеска за последние пять лет. Первым из них стало начало пандемии, вторым – мобилизация. Третий и самый крупный подъем тревожности в России случился, когда произошел теракт в «Крокусе». Тогда в стрессе было не только взрослое население, но и дети. Спустя несколько месяцев общество вновь погружается в очередную стрессовую ситуацию, когда силы ВСУ бьют по Курской области. Тем не менее социолог обратила внимание, что взрослому населению адаптироваться помогает опыт выживания в 1990-е годы. Тогда как молодежь остро реагировала на уход из России брендов и прочее санкционное давление. Впрочем, на сегодняшний день адаптироваться смогли как потребители, так и бизнесмены. Кроме того, после пандемии люди сохранили привычку совершать покупки онлайн, что стало стимулом для маркетплейсов. Также коронакризис изменил отношение людей к труду: многие перешли на гибридный либо удаленный формат работы. «Если раньше дом был ночлежкой, то сейчас это место работы», – сказала спикер. Одним из ключевых трендов сегодня является демографическое развитие. По данным ВОЗ, молодость сдвинулась с 35 до 43 лет – благодаря ЗОЖ, доходам, косметологии и медицине. Также обратим внимание, что, несмотря на довольно негативные аспекты, в России растет чувство счастья, а также патриотизма. Любопытно, что нынешняя мода диктует молодежи носить кокошники и в целом делать выбор в одежде в пользу русской культуры. Напомним, прошлые Губернаторские чтения посвятили кадровому голоду. Как выглядит рынок труда в Тюменской области – читайте в материале «ФедералПресс». Фото: ФедералПресс / Ирина Ромашкина