«Все могло превратиться в колхозный шик» Петербургский дизайнер изменил представление россиян о формах и моде. Как это ему удалось?

Уже два с половиной года российский модный рынок показывает хорошие темпы роста. Так, только в прошлом году появилось 40 новых отечественных брендов, а новые имена дизайнеров, работающих на условиях самозанятости с небольшим числом клиентов, появляются почти каждый месяц. По данным исследования фэшн-рынка в России, 62 процента предпринимателей, продающих готовую одежду, заметили рост оборотов отечественных брендов, а 61 процент — рост аудитории, интересующейся ими. Михаил Котин — один из дизайнеров, кто работает с полным размерным рядом. Для небольших студий и индивидуальных модельеров это редкость. Он рассказал «Ленте.ру», кто приходит к модельерам за повседневными платьями, что происходит с модой в приграничных зонах и почему любому дизайнеру стоит внимательно следить за погодой.

Михаил Котин изменил представление о формах и моде: как это ему удалось
© Кадр из влога Михаила Костина

Про людей, которые просили побольше

Вся эта история началась, казалось бы, очень прозаично. Во-первых, Михаил Котин закончил университет и получил диплом специалиста в сфере дизайна одежды. Но поначалу оригинальничать не стал. Взялся за два самых популярных у дизайнеров размера — маленький и самый маленький, то есть по европейскому образцу — S и XS.

«Как-то в модной индустрии это было принято, — говорит Михаил. — А опыта тогда у меня не было. Наверное, как и все сразу после университета, я ориентировался в чем-то на стандартные подходы, на то, чему нас учили. Понимания, что на самом деле происходит в жизни, тогда не было».

Михаил регулярно выставлял свою одежду на различных маркетах. И вот тут началось — каждый раз к нему подходили женщины и спрашивали: «А побольше есть?»

«Я поначалу от этого всего просто отмахивался, — продолжает дизайнер. — Думал: ну, фигня же! Но эта история повторялась от маркета к маркету. И тут еще свою роль сыграла моя мама. Она всегда была женщиной в теле и говорила мне, что постоянно сталкивается с тем, что не может найти по-настоящему интересную одежду своего размера. Какое-то время у меня все это просто шло фоном, в нечто единое не складывалось, но потом я занялся психотерапией, посмотрел на ситуацию под совершенно иным углом, и до меня дошел голос и мамы, и всех тех женщин, что я встречал на разных площадках. Я, наконец, уловил запрос».

Михаил и его команда начали работу. Правда, хотели остановиться на размере L, но снова приходили люди и снова просили больше. Так, Миша Котин и стал редким в России дизайнером с полным размерным рядом — до 12XL.

Про то, чего хотят женщины

На российском рынке сегодня представлены десятки отечественных брендов, а в подборках на тематических сайтах и в соцсетях можно увидеть имена сотен дизайнеров. Многие из них продвигают свой продукт через соцсети и их внутренние инструменты, выставляют товары на маркетплейсах. Как правило, упор делается на две вещи — оригинальность моделей и качество. Большинство клиентов, обращающихся к дизайнерам, хотят выглядеть оригинально, но выделяться из толпы не настолько, как любители Balenсiaga и подобных брендов. Если говорить о ценах, то средняя стоимость платья от российского дизайнера варьируется от 9-10 тысяч рублей до 35 тысяч рублей. Верхнего потолка в модной индустрии как никогда не было, так и нет.

Большинство клиенток Михаила живут не в Петербурге. Чаще всего платья у него заказывают москвички и представительницы старой русской эмиграции, покинувшие страну еще в 1990-х или начале 2000-х. Цены на его одежду вполне вписываются в вилку средних значений.

Когда в его арсенале появились модели больших размеров, подход к работе пришлось несколько изменить. Новые модели всегда появляются на стыке видения автора и запроса аудитории.

«Если баланс уйдет в одну сторону, получится настолько маленький размер, что ни на кого это никогда не налезет. Будет фигня непонятная, — продолжает Михаил. — Но, если крен будет в другую сторону, все может превратиться в нечто бесформенное и шик с колхозного рынка. Не будет в этом никакой оригинальности, индивидуальности, никому это не будет интересно».

Если говорить в общих чертах, девушки, чья фигура в большей степени вписывается в конвенционные стандарты красоты, скорее захотят ее подчеркнуть. По словам Михаила, при выборе одежды клиентка, чей объем груди меньше 100 сантиметров, предпочтет приталенный силуэт. Более крупные девушки выберут одежду свободного кроя. Конечно, всегда есть исключения.

«У нас есть очень миниатюрные клиентки, которые при этом любят просто гигантские вещи, — говорит Михаил. — Они от них в восторге. И, наоборот, есть женщины plus size, которые любят приталенные платья. Но в общем случае разница в любимых силуэтах вполне классическая».

Но главное в том, что от размера или личных предпочтений клиенток не зависит, будет ли комфортно работать с ними дизайнерам или им — с дизайнерами. Вопрос всегда в том, могут ли люди выстроить диалог и найти общий язык.

Про разную моду в разных концах страны

Михаил родился и вырос на севере, в поселке Никель Мурманской области, на бывших финских территориях. Он прожил там до 12 лет, потом с семьей переехал в Псков, где и окончил школу. Но поступать решил в один из петербургских вузов.

«Я приехал в Петербург в 2010 году, так что я здесь уже 14 лет, — рассказывает Михаил. — Вся история с моим проектом, собственно, тоже начиналась здесь же. Большую часть времени я сейчас провожу в этом городе, особо никуда не выезжаю, если не говорить об отпуске. Но в ближайшее время планирую это исправить. У нас огромная страна с очень разным климатом, и стоило бы познакомиться с этими особенностями поближе».

О том, насколько на нас, наш внешний вид и вообще наше восприятие прекрасного влияют климатические нюансы, мы задумываемся редко. Часто эта связь вообще остается где-то рядом с воспоминаниями об уроках истории и национальных костюмах разных народов. Но, казалось бы, уже давно унифицированная во всем мире одежда и выбор того, что мы будем или не будем носить, всегда и во многом зависит от погоды.

«В мае этого года была природная аномалия — в Петербурге было по-весеннему прохладно, а в Челябинске столбики поднялись до 27 градусов, — говорит Михаил. — Пример еще проще: в моей родной Мурманской области летней жары, в нашем понимании, вообще не бывает, а где-нибудь в Ростове-на-Дону или Краснодаре каждый год температура такая, что средний петербуржец или москвич расплавится. В итоге летняя одежда, актуальная для Мурманска или поселка Териберка на краю света, для жителей южных регионов будет просто ни о чем».

Помимо специфики погодной, в регионах есть и свои, свойственные только им стилистические особенности. Первыми на ум приходят кавказские республики, в которых в повседневной одежде и сегодня много национальных, народных элементов, к тому же во многих городах Кавказа и, например, Татарстана большое влияние на моду оказывает ислам. Так, хиджаб — это одежда, которая открытыми оставляет только женское лицо и кисти рук.

Но не только национальный колорит или массовая приверженность к религии определяют предпочтения людей. Большую роль играют, например, соседи — страны, границы которых находятся в относительной близости от наших городов. И эпоха интернета, говоря честно, изменила здесь не так уж много.

«Особенно это заметно в приграничных зонах, — продолжает Михаил. — Это территории сильного культурного взаимопроникновения. Например, Петербург и Ленинградская область, Псков, тем более — Калининград находятся рядом с европейскими странами. Вот от нас буквально в паре часов на автомобиле — Финляндия. И мы неизбежно подхватываем что-то оттуда, ориентируемся на европейские образцы, на то, что носят люди за ближайшими границами. В итоге предпочтения петербуржцев, в общем и целом, будут отличаться от образов и силуэтов, популярных, например, на Дальнем Востоке, который испытывает большое влияние Китая или Японии».

Мировая сеть, конечно, позволяет нам видеть больше и дальше. Например, в Центральном регионе России, в том же Петербурге появилось немало людей, чьи образы имеют четкие отсылки к восточным странам, есть дизайнеры, создающие одежду, вдохновленную китайскими ханьфу и японскими кимоно, но здесь это единичные случаи или выбор представителей различных субкультур. Большинству людей ближе образы, которые они могли видеть своими глазами. Не секрет, что до последних событий жители приграничных территорий регулярно путешествовали в соседние страны. Туда же отправлялись и байеры, чтобы привезти в магазины модели одежды, созданные зарубежными дизайнерами.

Про города большие и города маленькие

Еще один фактор, влияющий на то, что мы носим, — масштаб города, в котором мы живем, и группа людей, частью которой мы являемся. Так, отношение к яркому и оригинальному образу в Москве или Петербурге будет одним и, возможно, довольно положительным, а в городе поменьше на тебя до сих пор могут посмотреть косо.

«Я помню свою жизнь в Пскове и многое видел, пока живу в Питере, — говорит Михаил. — В Северной столице народу сильно побольше, все очень разные, и большинству, говоря честно, наплевать, в чем ты ходишь и что вообще делаешь. Это дает большую свободу самовыражения. А вот Псков — город небольшой, так что там все это будет сильнее зажато в некие рамки».

К тому же модой управляет экономика. В большом российском городе больше шансов заработать хорошие деньги, чтобы купить оригинальные вещи, лучше развита вся необходимая инфраструктура и сама индустрия. Дизайнеры и бренды, производство, шоу-румы и бутики — все это появляется в крупных городах.

«Большие города порождают модные тенденции, а потом они начинают распространяться дальше по стране, — говорит Михаил. — В том же Пскове, конечно же, есть люди, которые носят дизайнерскую одежду. Например, моя подруга, живущая там, постоянно покупает вещи классных петербургских брендов. Но факт остается фактом — то, что актуально здесь уже сегодня, придет туда только через какое-то время».

Про дедушкину библиотеку, Индию и переворот сознания

Когда дизайнер создает одежду, в каждой модели неизбежно отпечатывается он сам, его мировоззрение и близкие ему образы. В случае Михаила в его работе всегда было место чему-то восточному.

«Интерес к востоку у меня был давно, — говорит он. — Все началось с моего дедушки. Он очень любил книги».

Литература в домашней библиотеке была специфическая. Дед Михаила собирал книги об очень разных, в том числе и довольно странных вещах. На полках, среди изданий про диеты, камни, каких-то расследованиях и о чем угодно еще, стояли и книжки о магии, эзотерике и восточных духовных учениях.

«Еще в детстве мне в руки попала одна из этих книг. Я думаю, это было неслучайно, — вспоминает Михаил. — Она называлась "Путешествие в Тибет". Я прочел ее, а потом перечитал вообще все книги, которые так или иначе были с этим путешествием связаны. Меня это очень увлекло».

Уже после окончания университета Михаилу предложили отправиться в путешествие самому. Одна из его подруг встречалась с индусом. Она предложила молодому дизайнеру поехать за компанию с ней в гости к семье ее возлюбленного. Одной ехать в малознакомую страну ей было некомфортно.

«Индия очень меня вдохновила, — признается Михаил. — Это было совершенно не похоже ни на что, с чем я был знаком раньше. Когда я был подростком, постоянно ездил в Европу. Я тогда учился в художественной школе, и наша учительница истории искусств постоянно организовывала для нас европейские туры. Афины, Рим, парижский Лувр — куда мы только ни ездили. К тому же я родился рядом с Норвегией и тоже постоянно тусовался то там, то в Финляндии. Тогда мы туда просто на выходные катались. Европейский культурный код был мне очень близок. А тут — Индия. Это был переворот сознания».

В Индию Михаил возвращался еще дважды. В итоге в его личной библиотеке появилось несколько книг, посвященных сари (традиционная индийская женская одежда, представляющая из себя большое полотно, определенным образом обернутое вокруг фигуры и драпированное — прим. «Ленты.ру»), его распространению и видам в зависимости от индийского штата.

«Все это подпитывало меня и вдохновляло в фоновом режиме, — говорит Михаил. — Конечно, интерес к востоку повлиял и на силуэты. Крой моделей становился все более свободным, а расцветки тканей — яркими».

Про внезапный Китай

Восток дизайнера решил так просто не отпускать. Все с той же подругой в следующий раз они нашли дешевые билеты в Китай и на девять дней улетели в столицу Поднебесной.

«Мы остановились в отеле в центре Пекина и дали друг другу обещание — не ходить ни по каким туристическим местам, — продолжает Михаил. — Все девять дней мы гуляли по городу, наблюдали за его жителями, ели в обычных китайских кафе и тусовались во дворах жилых многоэтажек. Мы хотели понять, чем город живет сейчас. И эта история была не менее вдохновляющей, чем поездка в Индию».

До своего приезда в Китай Михаил этой страной не интересовался. Она представлялась какой-то далекой, деревенской, весьма отсталой и готовой разве что продавать тебе товары сомнительного качества.

«Я, мягко говоря, сильно ошибался, — говорит дизайнер. — Не знаю, откуда в моей голове был такой стереотип, но он ничего общего с реальностью не имел. В 2016 году, когда мы прилетели в Пекин, я попал в невероятно продвинутую страну — все в цифре, голограммы всякие… Просто город будущего. А еще местная мода и шоурумы китайских дизайнеров. Они тоже очень повлияли на то, что я впоследствии начал проектировать сам».

Место, куда едут только безумцы

В прошлом году перед тем, как Михаилу исполнилось 30, он сел и набросал план на ближайшее будущее. Там был и список стран, в которых он хотел бы побывать. Одной из них был Иран.

«Мне хотелось отпраздновать день рождения в необычном месте, — вспоминает он. — Иран подходил идеально. Мне все у виска пальцем крутили, когда узнали, что я туда собираюсь. Не помогло. Я отправился туда со своими друзьями и двумя моими постоянными клиентками — из Обнинска и из Шотландии. Мы были там 15 дней, а месяцев через девять полетели еще раз».

Так в моделях Михаила, как и в его собственном образе, появились еще и иранские мотивы. Они не копировали образцы и фасоны, которые дизайнер видел в восточных странах. Новые вещи стали скорее смесью индийской и иранской яркости, китайской легкости и петербургского климата.

Такого нет ни на западе, ни на востоке

Несмотря на то что Михаил вдохновлялся культурой стран довольно религиозных, с глубокими духовными традициями, да и сам тяготеет к буддизму, среди его клиентов последователей восточных учений или мусульман совсем немного.

«Я думаю, их почти нет, — говорит дизайнер. — То, что я делаю, — на стыке светского, повседневного и чего-то духовного или ассоциирующегося с восточными религиями. Это смешение европейского и восточного стилей. По большому счету, такой одежды нет ни там, ни там. Зато она есть здесь — на границе востока и запада».

Михаил при этом — сам пример такого смешения. На нашу встречу он пришел с иранской заколкой в волосах, которая напоминает традиционное китайское украшение, с собранным вручную ожерельем на шее, где были и иранские, и китайские, и индийские элементы, а еще — украшение, которому уже около 150 лет.

«Я в своей жизни соединяю это все, — продолжает он. — Получается очень необычно, интересно и свежо, ярко для наших мест».

Женщины, стремящиеся узнать себя получше

Вещи, созданные Михаилом, — повседневная одежда. Он шьет платья, которые подходят женщинам разной комплекции, фигуры и личной истории.

«Описать некий портрет нашей постоянной клиентки довольно сложно, — говорит он. — Но, как правило, это женщина старше 40 лет, для которой уже решен вопрос с детьми. Она либо уже давно состоялась как мать, либо пришла к выводу, что ей это не нужно».

По словам дизайнера, такую одежду часто выбирают женщины, увлеченные саморазвитием и поиском себя. А вот профессии у них могут быть совершенно разными — от нянь или сиделок до сотрудниц правительственных учреждений.

«В целом, я бы сказал, что они так или иначе смотрят в сторону Востока, даже если украдкой и одним глазком, — говорит Михаил. — Правда, есть и те, для кого он стал серьезной частью их жизни».

Неинтересная сексуальность

А вот делать откровенно сексуальную одежду Михаилу никогда не хотелось. Говорит, не интересно.

«На мой взгляд, сексуальность не должна быть такой, в лоб, — поясняет дизайнер. — В образе должно быть что-то, пробуждающее воображение. А если просто все открыть… В чем кайф? Но, говоря по-честному, об этом я вообще особо не задумывался. Мне близка тема буддизма, дзогчена (основное учение одной из тибетских школ буддизма — прим. «Ленты.ру»). Еще я люблю соединять противоположности. Мне нравятся контрасты. И все это отражается в одежде, которую я создаю».

Контрасты цвета, формы кроя — может быть все что угодно. Например, сделать закрытое платье с маленьким декольте или разрезом в правильном месте? Нет проблем.

«А делать откровенные вещи… Может, это нужно молодой аудитории? — говорит Михаил. — Но я работаю с женщинами старше 35 лет. Таков мой путь. В свое время именно они откликнулись на то, что я делаю, что мне самому нравится и близко».

Хейтеры и как их правильно применять

Если делаешь что-то оригинальное и необычное, жди в гости хейтеров. Придут обязательно. Но к этому нужно быть готовым.

«Когда я вижу подобные вещи, как правило, они не вызывают у меня какой-то боли или возмущения, — говорит Михаил. — По крайней мере так я реагирую на это сейчас. К тому же многое зависит от того, где именно мне пишут эти комментарии. В некоторых случаях это работает на продвижение моего бренда».

Есть у Михаила образ, за который на него часто обрушиваются потоки хейтерской брани. Это Нюра — якобы модель, демонстрирующая одежду работы дизайнера. Роль дамы исполняет он сам, используя для этого парик. Кроме юмора и возможности повеселиться со своими подписчиками, за этим образом не стоит ничего. К тому же распознать в Нюре самого Михаила труда не составляет — усы выдают. Но некоторые пользователи все же пытаются обвинить дизайнера в нарушении норм о запрете пропаганды секс-меньшинств. Звучит смешно. За шоу с переодеваниями пришлось бы запретить, а то и посадить половину российских юмористов, женатых, между прочим, людей и отцов семейств. Но хейтерам не докажешь…

«Я стараюсь использовать такие комментарии себе во благо, — продолжает Михаил. — Например, для продвижения YouTube-канала важно, чтобы у тебя было как можно больше комментариев под роликом. И как только я вижу, что ко мне пришли хейтеры, я начинаю задавать им вопросы, вступаю с ними в диалог. Они иногда запросто ведут потом переписку сами с собой, потому что часто мои вопросы — это их же утверждения, только немного перефразированные. Комментарии множатся, канал продвигается. Я спокоен и даже доволен».

Конечно, не всегда все так гладко. Иногда едкие комментарии попадают в цель и причиняют ощутимую боль. Впрочем, в этом случае, по мнению Михаила, нет смысла устраивать интернет-битвы. Нужно взять свою реакцию, отнести к психотерапевту и разобраться, откуда она взялась.