От истории к моде: кимешек как символ казахской идентичности

Кимешек — это не просто традиционный головной убор женщин, а важная часть казахской культуры. Этнодизайнер Тилек Султан возрождает искусство его ношения, исследуя историческое значение и внедряя как атрибут современной моды. С помощью авторской техники бисерной вышивки он создает уникальные работы, которые знакомят мир с казахскими традициями.

Почему кимешек стал символом казахской идентичности
© Мир24

Элемент национального костюма кимешек сегодня часто можно увидеть на праздниках, фестивалях, свадебных церемониях и других значимых событиях, когда женщины гордо надевают его, символизируя связь с историей и традициями казахского народа.

Когда-то казахская традиционная вышивка практически исчезла, но благодаря усилиям талантливых мастеров она начала вновь становиться востребованной. Этнодизайнер Тилек Султан является мастером техники бисерной вышивки, реставратором, популяризатором, коллекционером. Работы дизайнера были признаны на конкурсах в Алматы, Таразе, Семее, а также представлены на международных выставках в Турции, США, Индии, Узбекистане, Туркменистане и Кыргызстане. В 2023 году коллекция «Казахские национальные костюмы экспонировалась на выставке в США, его персональная выставка прошла в Туркменабаде (Туркменистан). В 2024 году Тилек Султан участвовал в культурной программе Всемирных игр кочевников.

Интерес к традиционному казахскому ремеслу у мастера с детства. Он учился швейному искусству у своей бабушки. А став специалистом в этом деле, с помощью сложных техник вышивки восстановил множество национальных костюмов, таких как кимешек, жарғақ шапан, вышитые брюки, женские шапаны, а также мужские и женские тюбетейки. Мастер много лет исследует женский головной убор, активно занимается его вышивкой из бисера и собрал обширную этнографическую коллекцию национальных костюмов и ювелирных украшений, а также предметов быта.

Казахский женский головной убор в далекие времена имел не только эстетическую, но и практическую функцию.

«Кимешек казахский национальный головной убор. Он в первую очередь подчеркивал семейный статус замужней женщины. У головного убора была практическая ценность. Это не просто защита от солнца, но и показатель ее положения. При кормлении ребенка он прикрывал грудь, во время приготовления пищи предотвращал попадание волос в еду. Помимо этого, узоры на кимешеке указывали на принадлежность к роду, возрасту и региону. Например, если на кимешеке не было узоров, это означало, что женщина вдова.

У казахов считалось, что чем моложе была женщина, тем богаче украшался ее кимешек. Для декора использовались мелкие бусины, жемчуг, драгоценные камни и кораллы. Дорогие варианты также украшались вышивкой золотыми или серебряными нитями. В некоторых регионах к кимешеку прикрепляли монеты, которые символизировали достаток и благосостояние семьи.

«Девушки, которые не были замужем, носили тюбетейки. Сейчас многие думают, что такие вещи только для бабушек. Но это не так. Исследуя этнографические материалы и записки российских путешественников, которые посещали Казахстан более века назад, мы видим, что кимешек надевали женщины после рождения первого ребенка. Это был целый ритуал. Женщины, которые по разным причинам не могли родить, покрывали голову платком жаулык, рассказывает Тилек Султан.

Кроме того, традиционный головной убор имеет историю, уходящую корнями в древность. Он был частью костюма казахских женщин еще в эпоху кочевников, когда народ вел оседлый и полукочевой образ жизни.

«Вопрос о происхождении кимешека вызывает споры. Один из подходов утверждает, что с принятием ислама казахские матери стали шить кимешек согласно шариатским традициям. Другие считают, что этот головной убор существовал у тюркского народа еще до ислама, ссылаясь на исторические источники, такие как картины и летописи, где изображены женщины Чингисхана в кимешеке, объясняет мастер.

Национальный головной убор состоит из нескольких частей. Основная его часть — это ткань, которая охватывает голову и спускается по спине. На ней могут быть вышивки, аппликации или другие украшения, характерные для конкретного региона. Изначально кимешек представлял собой длинную тканевую ленту, которая обвязывала голову и крепилась с помощью специальных украшений и завязок. С течением времени кимешек совершенствовался и становился более сложным по конструкции и украшению.

«Если вы посмотрите на старинные фотографии казахов Бокеевской орды, то увидите много женщин именно в таких головных уборах. У казахов Младшего жуза есть два вида жаулық, которые называются қос жаулық и бұрама жаулық. Это пример кимешека у рода Абак-Керей. Внутренняя часть называется кимешек, а внешняя, которую завязывают, шылауыш, говорит этнодизайнер.

В прошлом году у дизайнера прошла выставка «Киелі кимешек, организованная общественным объединением «Қара шанырақ совместно с Национальным музеем Республики Казахстан, в которой он представил около 30 видов кимешека, принадлежащих казахским родам. На ней посетители могли узнать о символике орнаментов, тонкостях казахской вышивки и богатой истории народного костюма.

В коллекции этнодизайнера самому старому головному убору около 150 лет, некоторые из них воссозданы Тилеком Султаном на основе архивных фотографий. Важно отметить, что все головные уборы подписаны в соответствии с музейными стандартами. Например: «Образец кимешека рода Кызай. Область Жетысу. Район Жаркента, «Образец кимешека рода найман. Область Жетысу, вторая половина XX века, «Образец кимешека рода албан. Начало XX века.