Селедке и камбале хотят выдать льготный билет

К 2030 году подушевое потребление рыбы в нашей стране должно достичь 28 килограммов в год. Сегодня этот показатель колеблется в районе 20 килограммов. Чтобы нарастить потребление, необходимо обеспечить доставку рыбной продукции в центр страны по льготным ценам. На какие виды рыбы будут распространяться субсидируемые государством тарифы, почему так важно предлагать населению больше рыбных полуфабрикатов, а также о том, что еще нужно сделать, чтобы рыба на столе у россиян стала более частым блюдом, выяснила «Парламентская газета».

Селедке и камбале хотят выдать льготный билет
© Парламентская газета

Тариф не для всех

Для увеличения потребления рыбы, как это предусмотрено в Стратегии продовольственной безопасности страны, по мнению первого заместителя председателя Комитета Совета Федерации по аграрно-продовольственной политике и природопользованию Сергея Митина, необходимо оперативно реагировать на конъюнктуру рынка и изменение потребительского спроса. «Пока же рыба на столе россиян нечастый гость и сильно проигрывает другим блюдам. Например, ежегодное потребление мяса в пересчете на каждого российского гражданина 83 килограмма в год», — заметил сенатор в дискуссии на круглом столе.

Не способствуют популярности рыбы и стремительно растущие цены. За прошлый год, по свидетельству Росстата, цена на рыбу и морепродукты выросла в среднем на 20 процентов. Немалую долю в стоимости рыбы на прилавке составляют выросшие тарифы на железнодорожную логистику. При этом принятое Правительством в начале 2024 года решение о субсидировании перевозок с Дальнего Востока в центр страны минтая, лососевых и иваси положительно сказалось на ценах — этих видов рыб подорожание коснулось в меньшей степени.

Вместе с тем, по мнению главы правительства Камчатского края Юлии Морозовой, перечень видов рыб, на который распространяются субсидированные перевозки, необходимо дополнить, а возможно и отменить все ограничения, сделав субсидирование обязательным для всего дальневосточного улова. Сельдь, камбала, треска, по словам чиновницы, очень востребованы населением. «Доля сельди составляет не менее 15 процентов от всей проданной в стране рыбы. То есть речь идет о 370 тысячах тонн сельди каждый год. Основным поставщиком этого продукта является Дальний Восток», — подчеркнула Морозова.

Не все эксперты согласны с этой идеей. «Если субсидирование перевозок сельди, которая относится к недорогому сегменту, оправданно, то возить по льготным ценам дорогую камбалу или треску экономически бессмысленно», — считает председатель Рыбного союза Александр Панин. «Важно просчитать экономическую целесообразность введения льготных тарифов на железнодорожные перевозки для каждого вида рыб, и в зависимости от этого включать их в перечень Правительства», — заметил Сергей Митин и добавил, что льготные перевозки рыбной продукции должны производиться не только железнодорожным транспортом, но и по Северному морскому пути. Там также должны действовать льготные тарифы на рыбную продукцию, как и те, что действуют сейчас для социально значимых грузов, доставляемых в ходе Северного завоза.

Также, по словам сенатора, в перечень субсидируемых при перевозке рыбопродуктов необходимо включить полуфабрикаты, такие как рыбный фарш и другие. «Увеличение доступности рыбных полуфабрикатов имеет крайне важное значение», — отметил он.

Готовить рыбу станет проще и приятней

«Рыбных блюд мы потребляем мало и не всегда тут дело в цене. Причина банальна: по устоявшемуся мнению, рыбу готовить долго и сложно. А молодые хозяйки вовсе не знают, что с ней делать», — заметил Сергей Митин. По его мнению, побороть это предубеждение можно, если на прилавках будет больше полуфабрикатов из рыбы, которые рассчитаны на быстрое приготовление. Он добавил, что популяризации продуктов из рыбы среди населения должна способствовать и социальная реклама. В Росрыболовстве знают об этой проблеме, для ее решения ведомством создано Агентство по продвижению рыбной продукции. «На билбордах, табло бегущей строки в городском транспорте, в печатных СМИ и интернете появится больше рекламы, рассказывающей о пользе для здоровья рыбных блюд. Будем рассказывать, как правильно и вкусно приготовить рыбу, на какие торговые марки следует ориентироваться и как выбрать качественный продукт», — рассказал на круглом столе о планах предстоящей рекламной кампании директор Агентства Георгий Решетников.

Простимулированный рекламой спрос населения на рыбную продукцию придется удовлетворять отрасли рыбопереработки. О том, насколько готова промышленность, рассказал на круглом столе вице-президент Ассоциации судовладельцев рыбопромыслового флота Алексей Осинцев.

Эксперт напомнил, что важным фактором стало привлечение в отрасль инвесторов, которые брали обязательства по строительству обрабатывающих производств, а взамен получали квоты на вылов биоресурсов. «С 2021 по 2024 год было построено 25 таких заводов из планируемых 27, что, несомненно, говорит об успешности такого механизма», — подчеркнул Осинцев. Однако, по его словам, из-за санкций выросли расходы на импортное оборудование, и окупаемость построенных предприятий пока оставляет желать лучшего. Эксперт напомнил, что по договору инвестору предлагается льготный режим налогообложения в течение пяти лет. По мнению Осинцева, льготный период необходимо увеличить с пяти до десяти лет. «Так мы не только ускорим окупаемость построенных предприятий, но и привлечем в отрасль новых инвесторов», — считает он.